Самое интересное
Номер от 17 октября 2007 г.

«Какие были передачи…»
Россияне тоскуют по советским СМИ

Почти четверть россиян уверены, что газеты и телевидение в Советском Союзе были интереснее, чем сейчас. Таковы результаты соцопроса, проведенного «Левада-Центром».

46% россиян смотрят лишь отдельные передачи и негативно относятся к отечественному телевидению в целом. Причем 11% - вообще не смотрят телевизор, а у 1% - его даже нет дома. За последние семь лет отношение россиян к СМИ стало еще жестче. 16% - считают, что информация по телевидению искажает события, происходящие в мире. 13% - уверены, что журналисты просто манипулируют сознанием людей. Причем с течением времени отношение к газетам и журналам у россиян становится все более скептическим. 21% респондентов ответили, что за последние несколько лет СМИ стали нравиться им все меньше. Для сравнения: в опросе 2002 года этот показатель составлял всего 15%.

Но больше всего исследователей поразило отношение россиян к СМИ советского периода. 24% считают, что тогда газеты, радио и телевидение были интереснее и привлекательнее, чем сейчас. Столько же вообще затруднились ответить и лишь 34% сказали, что с 2000 года СМИ стали более содержательными. Впрочем, экспертов результаты соцопроса не удивили.

- В эти 24% попали две группы людей, – пояснил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. – Первые испытывают ностальгию по советским временам. Вторая группа людей – это те, кто недоволен тем, что творится сейчас со СМИ. Это своеобразный знак протеста. Сейчас в СМИ возвращается однородность изложения событий, одинаковый взгляд на происходящее разных газет и телеканалов. Новости становятся похожими друг на друга, как это было в Советском Союзе. Это откат к прошлому. Авторская журналистика все чаще заменяется пропагандой.

Социологи считают, что падение интереса к СМИ связано и с чрезмерной вульгарностью передач и статей.

- Я все чаще слышу ностальгические воспоминания: «Какие были фильмы, какие передачи, – рассказал заведующий центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – У людей чувствуется тоска по доброму, душевному телевидению. Сейчас же становится все больше «желтых» газет и передач. Если раньше большинство российских семей подписывались на две-три газеты, то сейчас сама по себе подписка практически исчезает. Да и стоит она несопоставимо дороже, чем раньше. Газеты покупают в основном ради развлечения и чтобы узнать сплетни о звездах.

Негативное отношение к телевидению во многом провоцируется и рекламой. Она раздражает 72% зрителей.

«Новые Известия»