Самое интересное
Номер от 23 августа 2007 г.

Российские летчики привели Госдеп в замешательство
Россия возобновила регулярные полеты стратегической авиации в удаленные районы

В Вашингтоне уже стали забывать, как в 70-е и 80-е годы советские разведчики могли неожиданно появиться над любой точкой нейтральных вод и сфотографировать загорающих моряков на палубе американского авианосца. Но нынешний полет двух Ту-95 показал, что стратегическую авиацию России надо воспринимать всерьез. Реакция Госдепа США выдает растерянность...

Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС совершили полет вблизи американских баз Андерсен и Апра-Харбор на острове Гуам в Тихом океане. Для США это была неприятная неожиданность.

Русские висят над головой - такого не было пятнадцать лет. За эти годы Пентагон отвык серьезно воспринимать авиационную составляющую ядерных сил РФ, полагая, что Москва не имеет достаточных сил и средств. Однако появление российских самолетов в районе проведения крупных учений «Щит героя-2007» должно серьезно изменить мнение американцев о современных возможностях ВВС России.

Как заявил официальный представитель министерства обороны США, средства ПВО обнаружили в середине дня 8 августа российские стратегические бомбардировщики, однако перехвата не проводилось, «так как самолеты дальней авиации России не представляли угрозу американским интересам».

«Силы США были готовы перехватить бомбардировщики, - сказал представитель Пентагона, - однако те не приблизились к находившемуся поблизости военному судну или острову Гуам на расстояние, дающее основание для перехвата в воздухе».

В этих словах больше лукавства, чем правды. Американцы никогда не упускают возможности потренировать своих пилотов на перехвате иностранных военных самолетов над нейтральными водами. И если бы не растерянность, то вокруг российских Ту-95 кружил бы целый рой истребителей США, а снимки «фотопулеметов» печатались бы во всех крупных изданиях Америки.

Спокойная и безмятежная жизнь «хозяев мира» закончилась. Придется вспоминать 70-80-е годы, когда советские стратегические разведчики неожиданно появлялись над авианосцами США в Атлантическом или Тихом океанах и фотографировали не только самолеты, но и голых моряков, загорающих на палубе.

Для России это первый опыт, но очень удачный. В свое время Ту-95 висели в воздухе по 35 часов, постоянно держа во внимании, а иногда и в прицеле авианосные группировки США.

Конфуз с прилетом российской авиации на крупнейшую базу США попытался неуклюже сгладить официальный представитель госдепа США Шон Маккормак на брифинге в Вашингтоне в пятницу. «Это что, «Медведь»? - переспросил Маккормак, используя натовское название турбовинтового бомбардировщика. - Они что, на них еще летают?»

После подобного пассажа хочется задать вопрос - а Б-52 еще стоят на вооружении США? Такой ответ чиновника - либо показатель полного пренебрежения к российской технике, либо дипломатическая маска, скрывающая досаду и растерянность. Ведь эти самолеты - одногодки, являются основной стратегической ударной силой, периодически проходят глубокую модернизацию. Ни США, ни Россия не собираются в перспективе в массовом порядке менять их на что-либо иное.

Ту-95 поднялся в небо в середине пятидесятых годов. Его модификацию Ту-95М-55 отправили в первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию. Строились две модификации. Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998 началась их утилизация). В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом.

В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России привели к замедлению работ.

В настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные боевые части и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности свыше 5000 километров.

Традиции летать там, где это необходимо, возвращаются. За 60 послевоенных лет советская авиация прошла путь от фанерных поршневых самолетов до сверхзвуковых машин четвертого поколения.

Вероятно, пролеты российских самолетов у американских баз вызовут очередную волну истерических комментариев о начале «холодной войны». Однако события последних лет свидетельствую о том, что действия Москвы - лишь ответ на возрастающие угрозы.

Владимир Анохин, «Правда.Ру»