Самое интересное
Номер от 18 июля 2007 г.

Идем на грозу!
Певица Валерия вместе с мужем и детьми возвращалась на самолете в Москву после небольших европейских каникул. На подлете к городу лайнер попал в штормовую зону, он час кружил над Москвой среди сильнейшего грозового фронта, полыхающих молний, причем диспетчеры заявляли, что «в таких случаях самолет может развалиться на части в любую минуту». Пассажиры пережили немало неприятных моментов, а одному мужчине даже стало плохо с сердцем. Сама Валерия мужественно вытерпела испытание, заявив, что боялась не за себя, а за детей. Utro.Ru

За первую декаду июля Россия испытала чуть ли не годовую норму ударов молний

Все лето небо над страной пронзают молнии. Начало июля вообще стало рекордным: грозовые раскаты слышны чуть ли не ежедневно. Причем разряды «небесного тока» все чаще попадают в различные здания и сооружения. Самый серьезный инцидент произошел в Свердловской области, где из-за молнии на Белоярской АЭС вышел из строя один из генераторов. Причиной этих происшествий стали не только сильные грозы.

ОРОТЬСЯ с мощными электрическими разрядами, зарождающимися в грозовых облаках, должны громо- и молниеотводы. Но они есть далеко не везде. Контролировать наличие молниеотводов на зданиях обязан Ростехнадзор.

- Плановые проверки мы проводим регулярно, раз в два-три года, – сообщил руководитель пресс-службы Ростехнадзора Евгений Аношин. – Защиту домов от электрических разрядов в России регулируют инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, принятая в 2003 году, и еще одна, утвержденная Минэнерго СССР в 1987 году.

Для атомных станций действуют специальные нормы и правила управления системами безопасности на АЭС. Но, несмотря на эти инструкции, специалисты признают, что на самом деле молниеотводы – не панацея от грозовых разрядов. На вопрос, почему это происходит, Евгений Аношин ответил, что дело не в некомпетентности надзорных органов и даже не в неисправности защитного оборудования.

- Беда в том, что никакие приспособления не могут стопроцентно защитить постройку от удара молнии, – говорит г-н Аношин. То есть спасения от гроз с сильнейшими электрическими разрядами просто не существует.

Ученые, в свою очередь, также разводят руками и говорят, что такие явления, как молнии, еще не до конца изучены. Как рассказал доктор физико-математических наук, сотрудник Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Виктор Снегуров, одной из основных проблем является то, что «разработки систем обнаружения молний, которые ученые проводили в советские времена, устарели, а современных систем не существует, есть лишь макеты». Ученый сетует, что сегодня в России также приостановлены исследования проблемы попадания молний в воздушные суда.

Впрочем, как раз самолетам, по заявлению специалистов, молнии не угрожают. Как сообщил эксперт по безопасности полетов, случаи, когда попадание молнии в фюзеляж самолета становилось непосредственной причиной авиакатастрофы, ему неизвестны. К тому же молнии опаснее на земле.

- При попадании атмосферного электрического разряда в корпусе самолета обычно образуется воронка диаметром с рублевую монету, – поделился с эксперт. – Обычно молнии проходят корпус насквозь. Но это большая редкость. Уже давно авиалайнеры оборудуют специальными грозостекателями – приборами, внешне напоминающими кисточки. Их обычно крепят на концах крыльев.

«Новые Известия»