Самое интересное
Номер от 11 июля 2007 г.

Солнце на спицах и петля над головой
На прошлой недели две смерти публичных людей стали предметом разговоров и догадок. О них пишут средства массовой информации, их обсуждают с друзьями… Почему свел счеты с жизнью сын Валерия Золотухина? А еще в прошлый четверг в Москве похоронили велогонщицу Юлию Арустамову, пятикратную чемпионку Европы, нашу олимпийскую надежду...

Страшно, неуютно, безумно жаль молодых людей… И бесконечные вопросы: «Почему? Что с нами происходит?»

25 лет - время расцвета в велосипедном спорте. Да и не только в спорте. Но цветущую, обаятельную, остроумную девушку Юлию Арустамову нашли с петлей на шее. Нашел 67-летний гражданский муж, известный спортивный психолог Рудольф Загайнов. В прессе уже появилось множество версий трагедии. Но от этого вопросов стало еще больше.

ОТ что говорит Гарри Геворков, тренер Юлии Арустамовой:

- У Юли была мечта - Олимпийские игры в Пекине. Естественно, от предложения работать с известным психологом она не могла отказаться, клюнула. Он обещал не только свою помощь. Говорил, что сведет со знакомыми спортивными врачами, те обеспечат необходимую фармакологию высокого качества - это крайне важно в нашем виде спорта. Убеждал, что медаль у нее уже в кармане.

Думаю, сошлась с ним Юля еще и потому, что у нее в семье были очень стесненные жилищные условия. Жила с родителями в трехкомнатной квартире. В одной комнате брат с женой и ребенком, в другой - отец, а в третьей, самой маленькой, - Юля с мамой спали на одной кровати. Конечно, когда появился такой ухажер, водивший ее в рестораны... Все это льстило девчонке. И когда она начала работать с Загайновым, у нее поменялся характер, психика. Она вообще была очень чувствительной - великолепно рисовала, писала стихи.

Работали мы с ней с 1995 года, я хорошо ее знал и часто спрашивал: «Юля, ну что тебя с ним связывает помимо работы? Ведь у вас сорок три года разницы!» Она реагировала категорически: «Гарри Вазгенович, я хожу на тренировки, выполняю ваши указания, а все остальное - моя личная жизнь. Давайте закроем эту тему». Три дня назад я узнал, что у нее была за жизнь. Сплошные муки... Он ревновал ее буквально ко всем...

В тот день она, как обычно, пришла на тренировку. Очень старательно занималась - готовилась 7 июля вместе с командой выехать в Германию, на чемпионат Европы. Верила в себя, знала, что может взять пьедестал. После тренировки заехала домой переодеться. А на следующий день мне позвонили, сказали, что срочно нужен Юлин паспорт - он хранился у меня. Я сначала не подумал о плохом - и тут меня как обухом по голове...

Прибежал в отделение милиции, участковый дал мне посмотреть показания Загайнова. Он написал, что в шесть вечера Юля вернулась уставшая, с болями в сердце, хотя я, ее тренер, никогда не замечал ничего такого. Он посоветовал ей принять горячую ванну, а сам ушел гулять. Гулял два часа, потом зашел за продуктами. Вернулся домой - ванная заперта. Взломали с соседом дверь. Она лежала в воде с ремешком от халата на шее.

Как оказалось, все это - самая натуральная туфта. Потому что в десятом часу Юля разговаривала с мамой, потом ушла в магазин. Ее там видели. Загайнов примерно в то же время звонил матери девушки, говорил, что она вышла мусор вынести и пропала куда-то. И в 23.30 - звонок на пульт «Скорой помощи». Врачи приехали. Как утверждал Загайнов, он делал Юле искусственное дыхание, она пришла в себя, но, пока он звонил в «Скорую», она умерла. Я в это не верю... И хочу, чтобы эти слова были официальным заявлением в прокуратуру.

Опубликованная фраза Юлии – «Я вечно вторая и не хочу жить» - одних заставила усомниться в подлинности дневников, а для других служит аргументом в пользу ее суицидальной предрасположенности.

Загайнов прекрасно владел гипнозом. Он практически зомбировал Юлю. И ставил условия: мол, чтобы на всех меро¬приятиях, выездах, соревнованиях, олимпиадах он сопровождал Юлю. Его послали заниматься своим делом. Сказали, что у нее есть тренер, с которым она занимается 12 лет, есть результаты. Но как только она связалась с ним - и результаты начали пропадать.

Естественно, семья относилась плохо к увлечению Юли. Недавно выяснилось, что у этого психолога есть больная жена, хотя он клялся и божился, что разведен.

Говорить он умеет... Для него ничего не стоило сказать, что Фетисов - его лучший друг. Губернатор Московской области Громов - чуть ли не брат родной. У него это легко в речи проскальзывало - и все верили.

Сейчас он утверждает, что у Юли были проблемы с психикой, что она уже пыталась покончить с собой. Но, черт побери, ты же профессиональный психолог! Где ты был?! Почему не помог, не предотвратил? Грош цена такому психологу!

Рудольф Загайнов, спортивный психолог, гражданский муж Юлии Арустамовой:

- Я не расположен давать комментарии. Единственное, что скажу: я веду собственное расследование. И доведу его со своими друзьями до конца…

Вы сами какое отношение имеете к спорту? Плаванием четыре года занимались? А я работаю спортивным психологом уже тридцать восемь лет. Кроме того, в 32 года стал заслуженным тренером СССР, мастером спорта по боксу и КМС по шахматам.

Быть спортивным психологом - значит, наблюдать, исследовать человека во всех его проявлениях. Дружить с ним, отвечать за него, любить его, быть его опорой. Потому что люди, особенно большие спортсмены, одиноки. Что такое психология? Это наука о душе. Нужно изучать душу, а не заниматься тестированием. Чтобы понять душу, нужно иметь талант. Это глупости, когда люди говорят, что им психолог не нужен. Он нужен всем. Самая большая победа психолога - стать другом спортсмена на всю жизнь. И я с большинством своих бывших подопечных продолжаю дружить.

(Публикуется в сокращении) Андрей КОЦ, «Известия»