Самое интересное
Номер от 3 июля 2007 г.

Национальная идея из первых уст
Похоже, никто уже не сомневается, что государственная идеология современной России прошла этап первоначального оформления. Несмотря на некоторые разночтения в том, что считать официальным курсом «партии и правительства», самое время подводить предварительные итоги.

Ярким примером официальной версии национальной идеи можно считать вышедшую в свет книгу Александра Дугина «Обществоведение для граждан Новой России». Лидер Международного евразийского движения Александр Дугин — человек весьма широковещательный, и все его многочисленные проекты претендуют на то, чтобы задавать новый масштаб в восприятии хорошо известных тем. Кроме того, обладание харизмой с тщательно культивируемым мистическим ореолом позволяет ему с легкостью улавливать в свои сети незрелые души. Выскажу ни к чему не обязывающее предположение, что подлинным призванием Дугина является педагогика, и, как всякий истинный (в сократическом ключе) воспитатель молодежи, он умеет перестраивать мозги своих сторонников на сектантский лад, формируя из них боевые отряды «евразийцев», душой и телом преданных своему вождю. «Обществоведение для граждан Новой России» позиционируется как учебное пособие, и в книге действительно представлены в сжато-структурированном виде основные понятия социологии, геополитики, экономики, политологии, социальной философии и антропологии. Причем развиваются все поднимаемые темы не в занебесной сфере абстрактных идей, а с обязательной привязкой к текущей политической конъюнктуре. Все предлагаемые автором проекты будущего и пути решения существующих проблем вписываются в русло официальной идеологии. Правда, некоторые пассажи написаны как будто по заданию партии, но уже не собственной, а кремлевской. Стиль «Идущих вместе» неожиданно узнается в пассаже про Сорокина и Пелевина, «обильно насыщавших свои произведения порнографией, ерничеством и идиотизмом». О своем бывшем друге и соратнике музыканте Сергее Курехине Дугин тоже высказывается как будто с оглядкой, но, возможно, не столько на официальный вкус, сколько на собственное забронзовевшее «суперэго». Можно ли по этой книге изучить — или освежить в памяти — основы обществоведения? Вполне. Только при этом не надо упускать из виду, что под видом общественно-политического учебника вам выдают законспирированную евразийскую агитку. При чтении книги порой возникает впечатление, что яростный критик «атлантизма» Александр Дугин решил вооружиться позаимствованными у своих заокеанских врагов приемами скрытой рекламы и пропаганды в духе пресловутого «25-го кадра», чтобы завербовать в партийные ряды новых сторонников. При этом сам процесс вербовки стал для автора книги процессом настолько рутинным, что превратился чуть ли не в бессмысленную долбежку. Возможно, дело и в том, что практически все поднимаемые в «Обществоведении» темы уже были подробнейшим образом изложены автором в других книгах, так что перед нами, по сути, автореферат, жанр априори скучный. Однако главная причина все же не в жанровых издержках. Беда в том, что сам по себе традиционализм является деланием вида, что старая литературная утопия «консервативной революции» еще не исчерпала свой потенциал в мире, где кока-кола убедительно доказала свое превосходство над квасом. «Центром бытия и хозяйственной практики народа должны снова стать сельская жизнь, община, мир. А формами управления - сход или сельское вече, выбирающее старост, волостелей, писцов и ходатаев», - устало утверждает Александр Дугин. Вы все еще готовы воодушевиться такой перспективой? Тогда мы умываем руки.
Василий ШЕВЦОВ, www.vremya.ru