Самое интересное
Номер от 29 мая 2007 г.

От пельменей до пальмовой ветви
Юбилейный, 60-й Каннский кинофестиваль все-таки преподнес России подарок. И пусть наши режиссеры не получили Золотую пальмовую ветвь за лучшую картину, награда за лучшую мужскую роль - это тоже очень приятно. Триумфатором стал Константин Лавроненко, сыгравший главную роль в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание».

Ху из Лавроненко?

Это уже вторая совместная работа Звягинцева и Лавроненко. Первым опытом творческого сотрудничества была картина «Возвращение», которая четыре года назад получила «Золотого льва» на венецианском кинофестивале.

Несмотря на успех «Возвращения», Звягинцев не хотел снимать Лавроненко в «Изгнании». Режиссер признается:

- От Константина Лавроненко я хотел бежать после «Возвращения», но не нашел ему равного и вернулся.

Сам Константин Лавроненко прошел долгий путь, прежде чем стал звездой Лазурного берега. Трудно поверить, но когда-то ему нужно было специально заниматься, чтобы избавиться от южного ростовского говора (актер родился в Ростове-на-Дону в 1961 году). Выправил речь он в самодеятельном театре, руководителем которого была Галина Ивановна Жигунова, мать Сергея Жигунова.

После школы Константин попытался поступить в театральное училище им. Щукина, но его не приняли, сказав, что он слишком молод. После этого он отучился год на актерском факультете Ростовского института искусств, отслужил в армии и только потом поступил в школу-студию МХАТ. После МХАТа он попал на сцену «Сатирикона», затем Ленкома. Снимался поначалу катастрофически мало - в фильме «Еще люблю, еще надеюсь» (1985) и в совместной с Германией картине «Андрюша» (1992). «Возвращение» сразу вывело артиста в высшую лигу.

Как ни странно, Лавроненко был практически в ужасе от своей роли в этом фильме.

- Мне не понравилось вообще все: и голос, и внешность, и игра. Рассеялись многие иллюзии по поводу самого себя, - вспоминает Константин.

Знакомство и первая беседа Лавроненко и Звягинцева перед началом съемок «Возвращения» длилась минут 40.

- Мы общались с Андреем сорок минут, тридцать из которых говорил он. Я был первым актером, который проходил пробы в начале октября, и я же был последним актером, которого утвердили в мае, - говорит Лавроненко.

Незаметно прошел в нашем прокате в 2006 году «Нанкинский пейзаж» Валерия Рубинчика, где Константин сыграл главную роль. На очереди «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка. Когда мы сможем увидеть артиста в его призовой роли, неизвестно. Сейчас Лавроненко занят в телесериале «Оружие», съемки которого проходят в Баку.

Интересно, что по телевидению долгое время шел рекламный ролик, в котором Лавроненко кушает пельмени. Многие удивлялись, как актер мог сниматься в рекламе после того, как фильм с его участием победил на Венецианском кинофестивале. Однако Константин объяснил, что ролик готовился еще до его успешной роли в «Возвращении», просто рекламодатели почему-то пустили его в эфир еще раз два года спустя:

- Это реклама двухгодичной давности. Ее показывали по всей России. И вдруг стали крутить снова. Поскольку нет никаких документов, запрещающих использование рекламных роликов спустя какое-то время, то тут уж ничего поделать нельзя.

На пресс-конференции после церемонии вручения наград в Каннах Звягинцев рассказал о Лавроненко журналистам. Режиссер рассказал, что впервые увидел Лавроненко в 1992 году, и лишь спустя десять лет позвал его сниматься. Звягинцев особенно ценит в Лавроненко способность сконцентрироваться, абстрагироваться от эмоций и произнести именно те слова и именно с такой интонацией, с которой просит его это сделать режиссер.

А судьи кто?

Успех у жюри второго фильма Андрея Звягинцева «Изгнание» стал в какой-то степени неожиданным: гораздо большей популярностью у публики и критики пользовалась картина Александра Сокурова «Александра». Возможно, злую шутку с мастером сыграло и его злополучное интервью, где он весьма некорректно отозвался о фестивале, приглашающем его уже в пятый раз. Конечно, каннское жюри вполне независимо от дирекции фестиваля, но и оно вряд ли могло пройти мимо заявления Сокурова о том, что «художественный режиссер» Канну не нужен, а все награды настолько предопределены, что он счел возможным еще до фестиваля поздравить соперников с победой.

Можно сколь угодно говорить о конъюнктуре Каннского кинофестиваля, но это один из немногих кинофорумов, который уважают именно за неадекватность: никто строить прогнозов в отношении Канн не будет. Все решает жюри, которое, по традиции, состоит из самых непредсказуемых персонажей.

В юбилейный, 60-й год жюри было возглавлено не самым известным, если бы не триумф его последней работы «Королева», Стивеном Фрирзом. Можно считать это одной из причин, почему всемирно известные кинорежиссеры, представившие в Каннах свои новые фильмы (братья Коэны, Дэвид Финчер, Квентин Тарантино, Эмир Кустурица и многие другие), не удостоились даже упоминания в наградном листе. Да и сами режиссеры не захотели участвовать в празднике и, в большинстве случаев, послали вместо себя или актеров, сыгравших в фильме, или членов съемочной группы...

Rian.Ru, Агентство национальных новостей, «Российская газета», «Известия»

Частное мнение

Очевидно, что доставшаяся Лавроненко статуэтка предназначалась не лично актеру, а «Изгнанию» в целом. Жюри явно хотело отметить фильм Звягинцева, что, конечно, отрадно, но в общем контексте каннского конкурса удивительно.

На фоне остальных участников официальной программы дорогое, перфекционистское, выверенное до малейших деталей (даже узор на обоях создавался по оригинальным рисункам) «Изгнание» смотрелось как мастерски сделанный, но все же искусственный цветок посреди дикого поля. Симпатии и зрителей, и, как показала церемония закрытия, членов жюри были на стороне более простого и живого кино.

Анна ФЕДИНА, «Известия»