Самое интересное
Номер от 21 марта 2007 г.

Лавры бакалавра и магия магистра
Россия переходит на двухуровневую систему высшего образования. Выпускники российских вузов, возможно, скоро смогут по праву надевать на торжественную церемонию вручения дипломов мантии и четырехугольные шапочки с кисточками. Правительство одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр». Он может вступить в силу с 1 сентября 2007 года.

П О мысли чиновников, после реформы российские студенты перестанут учиться только «ради корочки» и получат возможность грызть гранит науки в европейских институтах. Эксперты между тем встретили эту новость в штыки. По их убеждению, проект настолько сырой, что в случае принятия приведет к развалу отечественной высшей школы.

Казалось бы, в самой двухуровневой системе нет ничего плохого. Глубокая специализация нужна уже действительно далеко не всем студентам. С 3–4-го курсов вуза многие из них идут работать, а университет посещают лишь для галочки.

Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, скажем, в Сорбонне. Кроме того, реформа разрешит вечную дилемму студиозусов: учиться или работать.

По мнению чиновников, потребность в переходе на двухуровневую систему образования назрела давно. Как заявил министр образования Андрей Фурсенко, «сейчас лишь 15–20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Переход же высшего образования на двухуровневую систему должен будет эту проблему решить».

Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроены против внедрения европейской системы образования. Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы.

- В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, – рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система.

Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период.

К тому же сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, по мнению экспертов, приведут только к халтуре.

- Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, – рассказал Евгений Бунимович. – Первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре. Ни о каком действительно реформированном обучении, естественно, не будет и речи.

Реформа высшей школы – всего лишь дань моде, считают некоторые эксперты. Она не превратит отечественных студентов в европейских и не сможет конкурировать на Западе.

- К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников.

Новоиспеченные бакалавры тут же окажутся первыми кандидатами в призывники. Нет никакой гарантии, что абитуриент, к примеру, успеет поступить в магистратуру, а не отправится тут же отдавать долг Родине. Подозрения вызывают и противоречивые данные о том, будет ли магистратура платной или нет. Скорее всего, в магистратуру смогут пойти только состоятельные молодые люди, а остальным придется брать кредит или ждать милостей от государства.

Масло в огонь подливают и студенты. В результате исследования выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр-магистр». Абсолютное большинство по-прежнему хотят учиться пять лет и окончить вуз с дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.

«Российская неделя», «Новые Известия»

Как стать бакалавром?

1. Окончить выпускной 11-й класс в обычной школе или получить аттестат лицея, колледжа или школы-двенадцатилетки.

2. Сдать вступительные экзамены в вуз, а с 2009 года - Единый госэкзамен.

3. Отучиться в университете 4 года - для выпускников обычных школ и 3 года - для выпускников лицеев, колледжей и двенадцатилеток.

4. Успешно сдать госэкзамены в вузе.

Выпускник вуза, осиливший эти четыре пункта, получает диплом бакалавра. Дальше, словно витязю на распутье с картины Васнецова, придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом о высшем образовании и квалификацией бакалавра, либо подаваться в магистры.

Как стать магистром?

1. Стать бакалавром.

2. Выбрать узкий профиль в полученной профессии.

3. Сдать экзамены и пройти конкурс, как при обычном приеме в вуз.

4. Отучиться 2 года.

Хорошая компания

Бакалаврами были: Иван Федоров - первый российский книгопечатник; Рене Декарт - французский математик, физик и философ; Джон Голсуорси - английский прозаик, поэт и драматург; Артур Конан Дойл - английский врач и писатель. Такеши Китано - японский комик, актер, поэт, художник и кинорежиссер.

Магистрами были: Мишель Нострадамус - французский астролог, врач; император Александр I - сын императора Павла I и Марии Федоровны (по свидетельству историков, один из самых образованных людей своего времени. Именно его указом в 1803 году в России введено научное звание «магистр»); Айзек Азимов - ученый и писатель; Кондолиза Райс - госсекретарь США; Моника Левински - знаменитой ее сделал секс в Овальном кабинете, но степень магистра она получила позже, окончив Лондонскую школу экономики.

Курсом на Болонь

За

Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета:

- Переход на двухуровневую систему необходим. На некоторых наших факультетах систему подготовки «бакалавр-магистр» мы практикуем уже 12 лет. Кроме того, будет введена единая оценка знаний, система кредитов - в соответствии с требованиями конвенции. Предполагается и некоторая перестройка учебных планов, в частности соотношения лекционных и практических занятий. Каждый студент сможет реально в течение 4- или 6-летнего обучения на один семестр уехать в любой западный университет и сразу включиться там в образовательный процесс. Будут единые модули, единый набор дисциплин и единая оценка знаний.

Против

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова:

- Для нас, конечно, важна интеграция. Но ломать свое и с головой кидаться в новое - ошибка. Болонский процесс - это общие задачи интеграции образования. К сожалению, у нас их трактуют буквально как некую «инструкцию для молодого бойца». Дело в том, что большая часть европейских студентов - эмигранты. И нужен стандарт, который осваивали бы все. Поэтому провозглашается общая политика: единый стандарт, три-четыре года обучения, диплом бакалавра... Но почему Россия должна переходить на трехлетнее высшее образование?

«Российская неделя»