Самое интересное
Номер от 20 декабря 2006 г.

Что покупателям рай, то торговцам смерть
Законодатели готовят нам новогодний подарок. Госдума в первом чтении приняла поправки к Закону «О защите прав потребителей». Они предусматривают, в частности, ограничение срока гарантийного ремонта 30 сутками, право на замену или возврат сложных и дорогостоящих товаров не только при обнаружении «существенных», но и при неоднократном выявлении «несущественных недостатков». Часть экспертов считает, что нововведения приведут лишь к тому, что бытовая техника подорожает.

Сроки гарантийного ремонта сейчас затягиваются на 45, 60 и даже 180 дней. В сервисных центрах это обычно объясняют нехваткой деталей. Подобную практику депутаты сочли неприемлемой, указав, что отсутствие запасных частей и тому подобные причины не могут служить оправданием. Однако специалисты по гарантийному обслуживанию уверены: это тот случай, когда благими намерениями вымощена дорога как минимум к неприятностям.

- По отдельным видам бытовой техники полный перечень запасных частей у нас насчитывает более 90 000 единиц, - пояснил на условиях анонимности сотрудник одного из сервисных центров. - Для хранения потребуется склад размером с футбольное поле. Аренда таких площадей обойдется очень дорого.

По словам нашего собеседника, закупка всех деталей обойдется его фирме примерно в два миллиона долларов. Они и будут «заложены» в цену товаров.

- Чем строже меры по защите прав потребителей, тем выше «наценка за риск», - вторит ему представитель одной из торговых сетей.

- Никто не заставляет сервисные центры закупать весь перечень запчастей, - не соглашается один из авторов законопроекта депутат Госдумы и председатель Союза потребителей Петр Шелищ. - За брак в соответствии с законодательством отвечают в конечном счете производители, а торговые сети имеют право предъявлять им иски. Конечно, это требует оплаты юристов, экспертиз. Но это не значит, что не следует защищать потребителя.

По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, разговоры о том, что поправки могут привести к росту цен, являются чистой воды спекуляцией: «При нормальной работе сервисного центра 30 дней (этот срок еще называют золотым стандартом сервиса) вполне достаточно, чтобы привезти запчасти, растаможить и провести ремонт». К тому же стоит отметить, что по Закону «О защите прав потребителей», если товар неисправен, то вообще не обязательно отдавать его в руки сервис-центра. Мы имеем все права, чтобы продавец заменил бы нам товар на аналогичный или вернул деньги.

Революционная норма, которая присутствует в законопроекте, - введение ответственности продавца за неисполнение в срок заказа. В наибольшей степени это касается дистанционных продаж (например, через интернет-магазин и по каталогам), продаж по образцам (например, мебели). Теперь, если есть договоренность, что товар вам должны доставить, скажем, в течение месяца, а не привезли и через полтора, то за каждый день предусмотрена неустойка в 1%. То есть каждый обиженный потребитель может брать этот закон и отправляться в суд. Если раньше у нас возникали проблемы с определением ущерба, то сейчас эта норма прописана. Правда, производители мебели, которых эта поправка касается в первую очередь, уверяют, что просто увеличат «на всякий случай» срок исполнения заказа с 15-45 до 90 суток.

Кто из спорщиков прав, мы узнаем довольно скоро. Судя по всему, второе и третье чтения поправок к Закону «О защите прав потребителей» могут быть проведены еще до Нового года.

«Известия»

Упаковка для толстяка

54% россиян страдают избыточным весом. Такие данные были представлены на слушаниях в Госдуме.

Рост числа россиян с избыточным весом вызван, во многом, явно недостаточным информированием населения о составе и ценности пищевой продукции. Так, отечественные изготовители продуктов питания обязаны предоставлять информацию только о количестве белка, жиров, углеводов и энергетической ценности, в то время как в странах, занимающих ведущие места во внешнеэкономических связях России, таких показателей более десяти.

Участники слушаний поддержали разработанные в Госдуме изменения в Федеральный закон «О защите прав потребителей». Они предусматривают создание изготовителями пищевых продуктов, в том числе продуктов детского питания и лекарств, специальных информационно-справочных служб, обеспечивающих оперативной информацией потребителей.

Предлагается также возложить на изготовителей обязанность указывать на упаковке продуктов детского питания, товаров с ГМ-компонентами, биологически активных и пищевых добавок, лекарств, алкогольной и аудиовизуальной продукции свои телефонные номера, что позволит потребителям бесплатно предъявлять свои претензии и получать достоверную информацию.

Россияне подозревают в наибольшей степени в подделке спиртные продукты (48% продукции), медицинские препараты (30%) и аудио- и видеопродукцию (19%).

Agronews.Ru

В магазин вернуть нельзя

Одним из главных «украшений» новогодних распродаж, как правило, становятся объявления о том, что уцененные вещи обмену или возврату не подлежат. Так вот, с точки зрения закона все эти объявления – не более чем украшения. Вернуть купленную на распродаже вещь обратно в магазин или обменять ее на другую можно. Даже в том случае, если при ближайшем рассмотрении она вам просто разонравилась.

Однако нет правил без исключений. Некоторые товары, включенные правительством в специальный список, магазин возьмет обратно лишь в том случае, если вам удастся доказать их «ненадлежащее качество». Если же брака нет – спорить бесполезно. Самое обидное, что среди таких «невозвратных» товаров довольно много вещей, которые так любят дарить на Новый год. И получать в качестве подарков тоже.

Итак, назад не примут (при отсутствии брака):

предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

парфюмерно-косметические товары;

текстильные товары (ткани и товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и другие);

швейные и трикотажные изделия (бельевые, чулочно-носочные);

мебель;

изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;

автомобили и мотовелотовары, плавсредства бытового назначения;

технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, электронные игрушки);

животных и растения.

«Родная газета»

Ни сметанки, ни маслица

Технический регламент на молоко и молочные продукты может быть принят первым в пищевой отрасли — Госдума рассмотрит его в первом чтении уже в январе.

Все молочные продукты будут поделены на три категории - продукты исключительно из молока и молочных ингредиентов, составные молочные продукты и молокосодержащие продукты. Если продукт содержит растительные заменители молочного жира, то в его названии нельзя будет использовать, например, слова «сметана», «масло» или «сметанка» и «маслице». Сейчас на рынке есть подобные примеры.

Участники рынка считают, что новые правила позволят им более успешно конкурировать с производителями дешевых заменителей молочных продуктов.

Adme.Ru