Самое интересное
Номер от 14 ноября 2006 г.

Жи-ши - через «ы»
Школьные учебники пестрят нелепостями. Некачественные учебники - это сегодня проблема всей страны. Так считают активисты общественного объединения «Родительское собрание» Ульяновска. Ситуация со школьными учебниками сейчас такова, что в некоторых из них порой написана полная белиберда. Родители обратились к властям поставить качество учебников под контроль самих родителей (понятно, что авторитетных и наиболее образованных).

О ПРОБЛЕМЕ ошибок в школьных учебниках уже не раз говорил министр образования Андрей Фурсенко. По его словам, ошибки содержат около 80% школьных книг. Но Минобразования считает, что школьные библиотеки должны закупить «хорошие, безошибочные» книжки. Это, надо полагать, из оставшихся 20%, не забракованных экспертами.

Многие родители с ужасом замечают принципиальные ошибки в учебниках по истории: искажение фактов, неверные даты, неоправданно краткое описание того или иного судьбоносного для страны события. Множество ошибок даже в учебниках русского языка!

В одном из учебников немецкого языка для 10-11-х классов, приводится такой текст: «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу». Ну куда же еще уйти в 14 лет, поссорившись с родителями, как не к сирийцу! Пусть малолетние дочери авторов таких учебников уходят к сирийцам, афганцам, китайцам и вообще на все четыре стороны. Это их личное дело. Но ведь это будут читать и нормальные дети нормальных родителей. Они-то почему должны страдать из-за авторов, которые не то что не уважают читателей, а прямо издеваются над ними и открыто и скудоумно хамят?

Или, например, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5-й класс. Для тестов напечатана известная сказка про волка и семерых козлят. Детей спрашивают: почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Детям надо выбрать верный вариант ответа. Среди них такой: «Дверь была недостаточно железной». Это как - «недостаточно железной»?

Учитель черчения из Новокузнецка Викторин Огородников всю жизнь борется с ошибками в учебниках. В издании учебника по черчению 1992 года он обнаружил 130 погрешностей. Написал письмо в издательство. Там пообещали, что при следующем переиздании учтут и исправят все ошибки. Но в последнем переизданном учебнике он обнаружил уже 180 ляпов.

Учитель физики Алексей Соколов приводит примеры. «Физика» за 10-й класс. Автор - Касьянов В.А. (издательство «Дрофа», 2003 г., 5-е издание). Страница 3: «Сама природа, подобно бесконечной рулетке, выбрасывает повторяющиеся события». Страница 70: «...перемещение звезд и планет по звездному куполу». Разве есть звездный купол? «А может быть, и земля еще стоит на трех китах?» - спрашивает Соколов.

Педагог дополнительного образования астроном Наталья Шатовская находит свои примеры. Учебник «Мы и окружающий мир» для 2-го класса авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова («Учебная литература», Самара, 2003 г.). Параграф с гордым названием «Россия - родина космонавтики» начинается словами: «4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую» (стр. 8). «Вот так - взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957-м, обеспечили нашей стране приоритет», - говорит Шатовская.

В 2003 году издательство «Дрофа» выпустило учебник «Естествознание» для 5-го класса авторов В.И. Сивоглазова и С.В. Суматохина. Этот допущенный Министерством образования учебник удивляет обложкой. Ее дизайнеру для композиции потребовался глобус, наклоненный влево. Недолго думая, он «отзеркалил» стандартное изображение, не заботясь, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами.

А в качестве упражнения в нем предложено ответить на вопрос № 2 (стр. 87): «Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звезд на небе не меняется?» Хотя наблюдения доказывают как раз обратное!

Специалисты Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования считают, что ошибки в учебниках - это результат современных технологий, по которым сегодня издаются учебники.

Раньше новый учебник не выходил сразу большим тиражом. Он печатался в нескольких экземплярах на ротапринте. Проводилась его апробация на школах Академии педагогических наук. Вносили изменения, исправляли ошибки, печатали первый тираж. Тоже небольшой. И проводили эксперимент в школах нескольких регионов. Только на третий-четвертый год учебник поступал для широкого пользования. А сейчас коммерческие издательства стараются сделать учебники быстро и недорого. Тяп-ляп.

Департамент госполитики Минобразования РФ уверяет, что скоро в учебниках будет меньше ошибок. Так как над экспертизой работают в Академии наук и Академии образования. На практике, конечно, никакой академик читать учебник не будет, он даст его своим аспирантам (?!), говорят чиновники.

Но родители стоят на своем: мы платим за учебники деньги. А наши дети вынуждены изучать бредовый материал. Поступают предложения обратиться в Общественную палату для наведения порядка над контролем за учебниками и привлечь к этому самых заинтересованных в процессе людей – родителей.

Но как у нас уже повелось, ничто не сдвинется с мертвой точки, пока об этом не заикнется президент Владимир Путин. И уж тогда точно – границы перекроют, глаза откроют, виновных назовут, ошибки исправят и предложат десятилетнюю программу комплексного решения проблемы с бюджетом не менее 100 млрд руб в год. И всем будет хорошо.

Newsinfo.Ru (по материалам «Известия-науки»)