Самое интересное
Номер от 19 сентября 2006 г.

Властелин Москвы
Мэр Москвы Юрий Лужков в Северодвинске не чужой человек. И бывал здесь не раз, и строительство «Юрия Долгорукого» поддерживал, и школьников обедами кормил. Так что при желании северодвинцы вполне могут присоединиться к поздравлениям, которые сегодня будут звучать в честь Юрия Михайловича: 70 лет мэру исполняется! Журналисты столичных изданий размышляют о неоднозначной фигуре юбиляра...

МОСКВА при Лужкове превратилась в необозримую строительную площадку. На месте исторической застройки города сплошь и рядом возникает еще более историческая.

К своим 70 годам (юбилей грядет 21 сентября) Юрий Лужков окончательно превратился, как сейчас любят выражаться, в знаковую и культовую фигуру Москвы, а проще говоря, просто стал для многих, как желающих этого, так и не желающих, синонимом Москвы. Река - Волга. Художник - Репин. Москва - Лужков.

Лужков - сильнейший мэр, а точнее - градоначальник. То есть и в прямом, и в переносном смысле Начальник града Москвы, власть и культ личности которого в столице не решается и не может оспорить никто - ни Кремль, ни олигархи всех мастей и масштабов, ни гражданское общество, существующее в Москве как в столице России, но полностью отсутствующее в Москве же как субъекте Федерации и административной единице, ни демократы, ни ретрограды.

Конечно, этого мог добиться только человек недюжинного ума и еще более недюжинной воли, отметающий всякое диссидентство - как политическое, так и архитектурное, с ходу и без всякого сожаления.

Можно уверенно сказать, что ни один политик России не сумел до сих пор и вряд ли сумеет в ближайшие десятилетия настолько вознестись над подотчетной ему территорией, настолько слившись с ней. Друзья и недруги Лужкова приходят в одинаковый трепет от одной только мысли: а кто же сможет после Лужкова и взамен него царствовать и властвовать в грандиозном городе, сам облик которого за последние 15 лет сформирован лично и навеки Юрием Михайловичем Лужковым?

Накануне семидесятилетия Юрий Лужков удостоен, помимо всех предшествующих и будущих наград, почетного звания «Фитнес-инструктор №1» и персонального очерка в увесистом справочнике «Лучшие организаторы мира» - наряду с Владимиром Мономахом, Джорджем Вашингтоном, Аденауэром и Голдой Мейер. Авторы энциклопедии объясняют присутствие столичного мэра в этом контексте тем, что, развернув в Москве беспрецедентных масштабов строительство, Юрий Михайлович придал великому городу новое историческое измерение. И спорить с ними трудно. Конечно, сегодня сложно предположить, как будут выглядеть строительные начинания нашего градоначальника сквозь толщу веков, но совершенно безусловно, что для современника, непосредственного наблюдателя и невольного участника событий, все происходящее в московском строительном комплексе кажется не менее значительным, чем поход на генуэзцев или англо-бурская война.

В результате усилий Юрия Лужкова Москва решительно преобразилась. Теперь она не похожа ни на уютный город, где «стаи галок на крестах», ни на цветаевский «нерукотворный град», ни на оплот державной гордости, в который ее превратила харизматическая сталинская архитектура. Москва теперь, собственно, ни на что не похожа. Поскольку обрела непоправимую и неповторимую индивидуальность. В том смысле, что являет собой теперь на редкость стройный и пунктуально реализованный индивидуальный проект. Предшествовавшие Лужкову реформаторы московского пространства были стеснены разными условностями, мучились разными посторонними соображениями, боролись с навязчивыми сомнениями. Даже решительные сталинские соколы почему-то вдруг, сметая все и вся, останавливались перед каким-нибудь пустяковым препятствием вроде Соборной площади Кремля. Юрию Лужкову сомнения, в общем, чужды. И не потому, что он совсем безжалостен или непоколебимо брутален. Скорее потому, что к делу он подходит не как чиновник или организатор, но как художник.

Его инструмент - не аппаратные интриги, не политические технологии, а всепобеждающая творческая воля. Москва на глазах изумленных жителей превратилась в пространство, подчиненное жесткому художественному замыслу. Его эстетические ориентиры прочно вошли в жизнь, и - нравятся они или нет - игнорировать их никак невозможно.

Наивно думать, что такой оглушительный успех может объясняться бескрылыми монетаристскими категориями. Дай другому человеку так же много денег, так у него ничего не получится. Здесь нужна такая целенаправленная творческая энергия, которая редко встречается среди смертных.

Юрий АРПИШКИН, Виталий ПЕРЕСТРОЙКА,«Московские новости»