Самое интересное
Номер от 25 июля 2006 г.

«Не хочу умирать»
На 54-м году жизни скоропостижно скончался один из самых известных российских телевизионщиков, ведущий и телепродюсер Андрей Разбаш. Его внезапная смерть от сердечного приступа стала полной неожиданностью для близких, друзей и коллег, которые сходятся в одном: во многом благодаря ему в конце 1980-х годов кардинально изменился облик отечественного телевидения, на котором Разбаш умел делать все.

Ранее сообщалось, что в субботу Разбаш съездил за город - поздравить отца с днем рождения, вернулся домой, лег спать и не проснулся. Однако, как рассказал «Комсомольской правде» главный редактор телеканала «Звезда» Александр Лебедев, Разбаш умер на самом дне рождения своего отца: «Близкие говорят, что ему стало плохо с сердцем. К сожалению, спасти его было невозможно - все случилось мгновенно».

Андрей Разбаш мечтал быть летчиком, как его отец и брат, которые были связаны с авиацией. Он даже поступал в летное училище, но не прошел из-за плохого зрения. Отзвук этой мечты реализовался в 2002 году, когда Разбаш создал продюсерскую компанию «Крылья-Медиа» и снял сразу несколько фильмов об авиации из цикла «Крылья», которые были показаны на «Первом канале».

Творческий путь Разбаша был извилистым. В 1977 году он закончил Московский авиационный институт по специальности «радиоинженер», затем работал в ЦКБ «Алмаз», занимаясь вопросами управления спутников-шпионов и орбитальных станций. «У него могла сложиться блестящая карьера,– вспоминает член Академии российского телевидения Анатолий Лысенко, который знал Андрея Разбаша более 20 лет по работе в молодежной редакции Центрального телевидения и программе «Взгляд».– Андрюша был прекрасный инженер, и вдруг идет на телевидение ассистентом режиссера. Это все равно что из полковников быть разжалованным в лейтенанты. Но здесь у него все получилось».

Его коллеги говорят, что в эпоху перестройки Разбаш был лучшим видеоинженером и ассистентом режиссера на Центральном ТВ, к которому мечтали попасть ведущие телевизионщики. Говорили, что техническое образование и висевший на нем партийный выговор по тогдашним законам советского телевидения мешали ему официально стать режиссером, и он долго числился видеоинженером высшей категории. За него хлопотали Эдуард Сагалаев и Анатолий Лысенко, возглавлявшие тогда легендарную молодежную редакцию Центрального телевидения.

Первой полноценной режиссерской работой Разбаша в 1988 году стал трехсерийный проект «Дети ХХ съезда», автором которого был работавший тогда в «молодежке» Леонид Парфенов. Для обоих это был телевизионный дебют в эфире Центрального телевидения. Фильм по цензурным соображениям почти год пролежал на полке. Но время появления «Детей ХХ съезда» в эфире совпадает с расцветом телевизионной карьеры Андрея Разбаша, ставшей одной из самых ярких среди его коллег по цеху.

Он был главным режиссером легендарной программы «Взгляд», одним из основателей и руководителей крупнейшего частного производителя программ – телекомпании «ВИД» и сумел изменить облик телевидения начала 1990-х. Ведь «Взгляд» запомнился не только своей политической актуальностью, но и «картинкой», наполненной яркостью и динамизмом, которой на советском телевидении еще не было. После убийства Влада Листьева Андрей Разбаш недолго вел его программу «Час пик», продюсировал другие «видовские» программы.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов Андрей Разбаш занимался продюсерской деятельностью, работал на разных каналах, сделал десятки телепроектов, к новому телесезону готовил премьеру для ТВЦ, был креативным продюсером канала «Звезда», которому последнее время отдавал много времени.

Все коллеги вспоминают о том, что Андрей Разбаш очень любил жизнь, скорость, самолеты, машины. Любил женщин, а они любили его. Несколько раз был женат, имел пятерых детей от разных браков. Младшему, Ване, от брака с Альбиной Назимовой, вдовой Влада Листьева, нет еще и двух лет. О детях своих он всегда заботился и сохранял добрые отношения с их матерями.

Анатолий Лысенко говорит, что Разбаш был обаятельным человеком «с очень характерной интеллигентской внешностью»: «Ему ведь из-за поразительного сходства с Николаем Вторым предлагали сыграть царя в фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», но он отказался, не хотел привлечь на себя несчастья». Хотя недавно, как вспоминают друзья, Разбаш говорил, что все-таки дал согласие сыграть императора в одной из телепостановок.

...Последний документальный фильм, который Разбаш так и не успел закончить, назывался «Не хочу умирать».

По материалам «КоммерсантЪ», Newsru.Com

Почти земляк

В телевизионных сообщениях о смерти Андрея Разбаша говорилось, что он родился в Архангельской области. «Где именно?» - задавали себе вопрос многие.

Как пишет «Вечерняя Москва», Андрей Разбаш родился в 1952 году в поселке Усть-Кара Ненецкого автономного округа. Потом семья переехала в деревню Марьино под Москвой.

Ренессансный телегерой

Леонид Парфенов:

«Андрей на телевидении умел делать все, а «ящику» же это очень нужно – уметь все. И текст написать, и в кадре работать. Он был такой очень незаменимый и очень телевизионный человек».

Александр Любимов:

«Он мог делать все – и развлекательное, и политическое телевидение. Недавно мы встретились, но не успели обсудить наши проекты, поскольку он был очень занят на канале «Звезда». А он мне сказал: да подожди, успеем, впереди еще вся жизнь».

Константин Эрнст:

«Для нашего телевидения Разбаш был ренессансным героем: режиссер, ведущий, монтажер, продюсер, умница и красавец. Мне кажется, самой органичной для него программой были «Крылья», где совместились все его инженерные и телевизионные знания и способности и к ним добавилась еще одна, очень редкая – способность летать».

В 2005 году, когда «Вечерняя Москва» брала очередное интервью у Разбаша, на вопрос, что бы вы написали о себе в ТВ-энциклопедии, Андрей Леонидович сказал:

«Если честно, мне все равно. У меня пятеро детей, мне гораздо важнее, что они думают обо мне и будут думать. Я всегда себя оценивал довольно адекватно, иногда, может быть, заниженно, поэтому стал на телевидении совсем самостоятельной фигурой только к 50 годам. Но, как говаривал мой товарищ Саша Любимов во «Взгляде»: «Все только начинается».