Самое интересное
Номер от 25 июля 2006 г.

Вслед за вином исчезнут лекарства?
Сейчас даже непрофессионалы на примере алкоголя поняли, чем оборачивается внедрение технических новинок при борьбе с подделками. Оказывается, подобная революция готовится и на фармацевтическом рынке. Выйдя на работу после летних каникул, депутаты Госдумы намереваются запретить продажу лекарств без использования технологий защиты от подделок. Но участникам фармрынка уже страшно. Ведь у нас не умеют обкатывать и доводить до ума новинки в тестовом режиме. Все проблемы ложатся на плечи производителей и потребителей.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Госдумы Борис Грызлов заявил, что «нужно постановлением правительства запретить поставки лекарственных средств в розничную сеть без использования технологий, которые защищают лекарства от подделок». Более того, этот вопрос станет одним из приоритетных на осенней сессии российского парламента.

О чем же, собственно, речь? По самым скромным оценкам, объем российского рынка лекарственных фальшивок составляет $300 млн в год. Как показывает статистика Минздрава и данные крупных оптовиков, доля подделок составляет 7-10% фармрынка. Но это в целом по стране. В отдельных регионах она значительно выше. Так, итальянское агентство лекарственных препаратов настаивает на цифре 50%. При этом импортные лекарства занимают 84% отечественного рынка и подделывают их чаще. Из всех фальшивок 73% изображают из себя заграничные препараты, а 27% подражают нашим. Большая часть продаваемого у нас контрафакта (примерно 67%) производится в России, 2% поступает из стран СНГ и Восточной Европы, а 31% - из стран Азии (Китай, Индия).

Разумеется, бороться с лекарственным контрафактом нужно. Но, как заявил «Известиям» представитель крупной оптовой фармацевтической компании, внедрить единую систему контроля у всех производителей (в том числе и иностранных) невозможно. Нереально и установить во всех аптеках различные считывающие устройства. «Российский рынок просто не готов к таким инновациям: не все аптеки оснащены компьютерами для предметно-количественного учета. В некоторых аптеках нет даже телефона, - говорит аналитик агентства «Креатив - студия «ПРЕССТО» Виктор Ефимов. - И существует опасность, что цены на защищенные препараты могут значительно вырасти». А представитель компании «СИА Интернэшнл ЛТД» Иван Преображенский уверен, что нельзя допускать развития такой же ситуации, как на алкогольном рынке. Он напоминает, что отмена старых акцизных марок де-факто привела к исчезновению алкоголя с прилавков магазинов. А ведь лекарства - это не водка, без которой можно обойтись.

Варвара АГЛАМИШЬЯН, «Финансовые Известия»