Самое интересное
Номер от 15 июня 2006 г.

Жертвы обстоятельств
Победителем завершившегося «Кинотавра» стал фильм «Изображая жертву». Рената Литвинова и Александр Яценко из «Мне не больно» получили призы как лучшие актеры.

Даже если оставить в стороне вопрос о художественных достоинствах, «Изображая жертву» с самого начала был идеальным кандидатом на победу. Собственно говоря, до начала фестиваля их предполагалось два – фильм Кирилла Серебренникова и лента Алексея Балабанова «Мне не больно». Радикальный консерватизм – как творческий, так и идеологический – Балабанова против радикальной актуальности Серебренникова, обкатанной на театральной сцене.

«Изображая жертву» – история тридцатилетнего парня, изображающего жертву в милицейских следственных экспериментах и страдающего от видений мертвого отца, нашептывающего ему ночами об ужасном преступлении. Пьеса братьев Пресняковых дала простор для некого художественного формализма, который в последние годы позволяет себе только Кира Муратова. Только, в отличие от Киры Георгиевны, кинематограф Серебренникова стремится быть любимым – вполне зрительское кино, что в глазах «Кинотавра» говорит в его пользу.

Спецдиплом жюри выдало картине «Эйфория» другого театрала – Ивана Вырыпаева, также не чуждого формализма. Гильдия киноведов и кинокритиков проявила такую солидарность с жюри, что поделила свой приз между «Эйфорией» и «Изображая жертву».

Алексей Балабанов тем временем не получил ничего – второй из главных призов фестиваля «За лучшую режиссуру» ушел к соавтору «Коктебеля» Борису Хлебникову за ленту «Свободное плавание». Что по-своему справедливо. «Мне не больно» не рассчитан на призы. Кажется, что сегодня ценится идеология – прямолинейная, как в «9 роте», или крученая, как в «Изображая жертву».

Приз за лучший дебют ушел к Дуне Смирновой за ленту «Связь» – историю адюльтера, неожиданно переросшего в любовь, ломающую устоявшуюся судьбу.

А лучшим сценарием была признана работа Александра Велединского, написанная им совместно с Игорем Порубевым к фильму «Живой».

Gazeta.Ru