Самое интересное
Номер от 5 июня 2006 г.

«Прокурорил», как умел
Пожалуй, самой громкой сенсацией минувшей недели оказалось известие об отставке генерального прокурора РФ Владимира Устинова. Г-н Устинов был назначен генпрокурором 17 мая 2000 года постановлением СФ, а 13 апреля 2005 года переназначен на эту должность.

По мнению экспертов, он немало сделал для своего ведомства. «В частности, он способствовал укреплению материально-финансового положения органов прокуратуры», – сказал «НИ» предшественник г-на Устинова на этом высоком посту Юрий Скуратов. Однако, по мнению г-на Скуратова, с приходом г-на Устинова закон из стен Генпрокуратуры вытеснила политическая целесообразность.

«Я пристально следил за его деятельностью, – говорит Юрий Скуратов. – Фактически вся его энергия была направлена на выполнение указаний верхушки исполнительной власти. Да, конечно, от политики никто не уйдет, но и меру надо знать во всем. Иногда надо уметь говорить властям: «Нет, так по закону не положено». Владимир Васильевич никогда не умел этого говорить. Я эту его слабость уже поздно, к сожалению, заметил, когда его сделал своим замом по Северному Кавказу. Почувствовал в нем вот эту жилку, что он действует по принципу «как надо, так и сделаю».

Владимир Устинов вел достаточно много громких дел. Юрию Скуратову особенно запомнились три из них: «Его карьера начиналась с незаконного прекращения дела «Мабетекс», которое затрагивало интересы «семьи» и президента лично. Второе – это подлодка «Курск». Мы так и не услышали внятного ответа на вопрос о том, почему она затонула и кто виноват во всех этих делах. И, конечно, дело Ходорковского. Я не пытаюсь его защищать, но возникает вопрос, почему именно он, а не все остальные?»

«Меня не удивила неожиданная отставка Владимира Устинова, – сказал «НИ» адвокат Юрий Синельщиков (бывший первый заместитель прокурора Москвы, лишившийся своего поста за публичную критику Генпрокуратуры). – Внутри его ведомства давно зрели нехорошие процессы, которые затронули всю систему. Это и начавшиеся безобразия в делопроизводстве, и коррупция. Что касается внешних причин, то в последнее время некоторые должностные лица Генпрокуратуры неоднократно делали заявления и поступки, явно недостойные звания «законника». В Генпрокуратуре все настолько прогнило, что этому ведомству требуется глубокая очистка».

По слухам, накануне и сам генпрокурор был очень удивлен тем, что ему придется писать заявление о добровольном уходе.

Эксперты по-разному расценивают эту отставку. Есть мнение, что Генпрокуратура не смогла вовремя затормозить, широко начав антикоррупционные дела по всей стране. Другие, наоборот, рассматривают эту отставку как знак того, что генпрокурор так и не смог справиться с коррупцией.

Однако в чем сходится большинство экспертов, так это в том, что данная отставка имеет непосредственное отношение к выборам 2007–2008. Поговаривают, что г-н Устинов и сам был не лишен президентских амбиций. Наблюдатели обращают внимание на тот факт, что г-н Устинов является членом так называемой кремлевской группы силовиков, возглавляет которую замглавы администрации президента Игорь Сечин. «Его уход связан с попыткой президента и нового главы администрации Собянина уравновесить соотношение сил, – полагает г-н Скуратов. – Сделать равноудаленными группы влияния около президента, поскольку известно, что эта связка Сечин – Устинов набирала обороты». Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что после ухода г-на Устинова Генпрокуратура будет выступать в новой роли. «Дело ЮКОСа стало основным в карьере Устинова, оно завершилось благополучно, и сегодня он перестал быть нужным власти, – говорит политолог. – Теперь Генпрокуратура будет зачищать чиновный аппарат...

Дело Баринова в какой-то степени знаковое по отношению и к губернаторам, и к чиновному люду. Их предупреждают, что ситуация меняется. Посадить чиновника, который обладает очень большим аппаратным опытом, это не «замочить» олигарха. Началась новая и очень серьезная кремлевская кампания. Владимир Владимирович у нас покидает пост президента, и для того чтобы войти в состав мировой экономической элиты, ему необходимо оставить после себя очень хорошее наследство, а сейчас коррупция – это одно из самых больных мест российской власти».

Пока не ясно, чем займется сам г-н Устинов. «Я, кроме как прокурорить, ничего не умею, я в третьем поколении прокурор», – говорил он на прошлогодней встрече в СФ перед продлением его полномочий. Некоторые аналитики предрекают ему «почетную ссылку». Так, депутат Госдумы Павел Крашенинников отметил, что г-н Устинов может работать на серьезных должностях на госслужбе.

В то же время есть мнение, что на г-на Устинова могут «повесить всех собак». «Если против самого Владимира Устинова будет возбуждено уголовное дело, я готов стать его адвокатом», – признался «НИ» адвокат Юрий Синельщиков. В свою очередь г-н Мухин считает, что вряд ли ему будут предъявлены какие-то обвинения. «Есть одна пикантная подробность, – говорит политолог. – Владимир Устинов – родственник Игоря Сечина, поскольку у них дети женаты. Я думаю, он получит какой-то пост либо в дальнем зарубежье, либо в ближнем».

Конечно, главная интрига – кто же будет назначен на освободившийся так внезапно пост. Основными претендентами называют полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и полпреда в Приволжском округе Александра Коновалова. «Это неплохие кандидатуры, – считает г-н Скуратов. – Козак вкусил, почем фунт лиха, на Кавказе, и непросто ему там, поэтому более взвешенно будет принимать важные решения. У Коновалова больший опыт прокурорской работы, чем у Козака. Главное, чтобы система этого человека приняла. Если этого не произойдет, ситуация еще усугубится». Тем не менее возможен и абсолютно иной вариант. «Это опять гадание на кофейной гуще. У нас Владимир Владимирович имеет возможность принимать такие кадровые решения, которые будут не менее неожиданные, чем отставка прокурора», – заметил Виктор Озеров.

«Новые Известия»

Из биографии Устинова

Владимир Устинов родился 25 февраля 1953 г. в г. Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край) в семье прокурорского работника. Отец был заместителем прокурора в Курганинском районе Краснодарского края. Родной брат Владимира Устинова - военный прокурор.

Первое место работы будущего генпрокурора (до службы в армии) - токарь-инструментальщик Кореновского сахарного завода Краснодарского края (1968-1972 гг.).

После армии окончил Харьковский юридический институт.

Женат. Имеет сына и дочь. Сын Дмитрий в ноябре 2003 года женился на Инге Сечиной (дочери заместителя руководителя администрации президента РФ Игоря Сечина).

Regnum.Ru