Самое интересное
Номер от 16 мая 2006 г.

Венский вальс, венский торт, венский стул...
В мире есть несколько популярных вещей, объединенных одним названием, которое им дал замечательный австрийский город Вена. Вы, конечно, вспомнили о венском вальсе, венском торте, о кофе по-венски. И, разумеется, о знаменитом венском стуле.

Этот стул с сиденьем из клееной фанеры и спинкой из двух изогнутых деревянных полуколец описан в классических литературных произведениях, запечатлен на полотнах известных мастеров живописи и снят на кинопленках известных режиссеров. Ну как обойтись без него, снимая фильм о русском дворянском гнезде или настоящей русской даче? Теперь они считаются почти антиквариатом. И многие дизайнеры благополучно используют эти оригинальные стулья начала двадцатого века в современном интерьере. Безусловно, искать их по антикварным магазинам или по коммунальным квартирам у старых бабушек не обязательно. Точно такие же производятся сегодня. В хорошем мебельном магазине можно найти не только более или менее удачную имитацию, но и подлинную венскую мебель, которую вот уже более века выпускает австрийская фирма «Тонет».

Технология гнутья древесины известна с середины семнадцатого века. Стулья и кресла из дерева, размягченного горячим паром, делали в Англии, Германии, позже в Америке. Однако австриец Михаэль Тонет предложил нечто новое: он брал не куски древесины, а разрезал листы фанеры на одинаковые полосы, варил их в клею и связками складывал в шаблоны для гнутья. Материала расходовалось меньше, и, следовательно, продукция была дешевле. Кроме того, эта технология позволяла создавать более гибкие и более тонкие конструктивные элементы, тем самым улучшая эстетические качества мебели.

По сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания формы и технологии. Объяснение этого феномена точно сформулировал архитектор Ле Корбюзье: «До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции».

Полина ТЕСЛЕР, «Собственник»