Самое интересное
Номер от 4 апреля 2006 г.

Игры в патриотов
Трое из пяти подозреваемых по делу об избиении заслуженного артиста России министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова опознаны свидетелями. Накануне стало известно, что по делу о нападении задержаны пятеро подозреваемых. По словам источника, близкого к следствию, это молодые люди в возрасте от 18 до 21 года. Все они являются футбольными фанатами.

Однако, как сообщает «Интерфакс», трое из задержанных во вторник утром были отпущены под обязательство о явке. «Подозреваемые признают свою причастность к инциденту, однако отрицают нанесение побоев», - сказал источник в правоохранительных органах.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, под стражей оставлен только 29-летний задержанный.

Уголовное дело возбуждено по пункту «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ («умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды»). Эта статья предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы.

Напомним, в понедельник Генпрокуратура России взяла под контроль дела о нападениях в Москве на министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова и продюсера НТВ азербайджанца Эльхана Мирзоева. Генпрокуратура обязала московских коллег учитывать при расследовании дел о нападениях скинхедов мотив национальной ненависти.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин поддержал инициативу Генпрокуратуры. «Генпрокуратура сделала абсолютно правильно, что подправила московскую прокуратуру, которая в происходящем не усмотрела признаков национальной розни, – заявил он. – Но с другой стороны, если шум происходит, а «Васька слушает да ест», совершенно очевидно, что в правоохранительных органах есть структуры, которые либо не противодействуют, либо даже пособничают происходящему».

В предыдущих громких делах этот мотив прокуроры доказать так и не сумели. Так, убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге суд присяжных счел простым хулиганством, а нападение на прихожан московской синагоги - попыткой убийства на бытовой почве.

Поначалу и в случае с избиением Тутова, и в случае с нападением на продюсера Мирзоева прокуратура Москвы отказывалась признавать, что преступление имеет националистическую подоплеку. «Как ни странно, действия воинственно настроенной молодежи надежно защищает закон, - пояснили «МК» в прокуратуре. - Дело по статье 282 УК можно возбуждать лишь в одном случае. Если при нападении звучали определенные реплики, выкрики или совершались действия (например, писались лозунги на стене), которые могли подвигнуть других граждан на совершение подобного».

Таким образом, чтобы разжечь национальную рознь, скинхеды должны при нападении кричать, например, «Бей кавказцев!». Кроме того, эти слова должны услышать другие граждане. Если же избиение совершается молча или разговор ведется один на один с жертвой, никакую вражду скинхеды не разжигают.

На фоне объявленного властью масштабного похода на ксенофобов и борьбы за толерантность такое «пособничество» со стороны правоохранительных органов выглядит странно. По мнению содиректора Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, который много лет изучает проблему экстремизма в России, то, что «делает власть, никак не связано с борьбой со скинхедами».

В качестве примера он привел заключение антифашистского пакта. «Если кто-то не захотел к нему присоединиться, то, значит, они фашисты? – заявил он «Новым известиям». – А отказалось присоединяться, например, «Яблоко». А какие они фашисты – они социал-демократы. Коммунисты не захотели присоединиться. «Зеленые» не входят. Зато ЛДПР присоединилась».

Отметим, борьба с ксенофобией на официальном уровне началась еще до волны нападений скинхедов. Первыми официальными антифашистами себя объявило движение «Наши». Тогда же устами своего лидера Василия Якеменко «нашисты» четко обозначили, что фашисты - это те, кто против власти. «Якеменко прямо так и сказал, выступая на одном из телеканалов», – напомнил Александр Тарасов. Так с легкой руки движения «Наши» в фашисты были записаны активисты «Яблока» и СПС.

По мнению лидера партии «Наш выбор» Ирины Хакамады, «создается ощущение, что кому-то наверху все это выгодно». «Выгоден не сам национализм и ксенофобия, а борьба с ними, – пояснила Хакамада. – Это нужно для того, чтобы направить протестную энергию людей на борьбу с ксенофобами. А самих ксенофобов – на борьбу с либералами и западными шпионами. Серьезная политика сегодня превратилась в спектакль, в котором главный отрицательный герой – националист и ксенофоб, а главный положительный герой – борющиеся с ним представители «Единой России».

На этом фоне становится понятной позиция Генпрокуратуры. По мнению Александра Тарасова, до сегодняшнего дня в громких делах, где они вынуждены что-то делать, прокуроры упорно вменяли скинхедам статью 282 УК «о разжигании ненависти и вражды». «А ее по факту преступления доказать сложно, – пояснил эксперт. – Например, в деле Копцева эту статью исключили. Нужно, чтобы он вначале вокруг синагоги бегал и кричал антисемитские лозунги. А если он не бегал вокруг синагоги или не выступал накануне на митинге, то факта «возбуждения» нет. Но у нас есть отягчающий квалификационный пункт «совершение преступления на основе национальной, расовой и религиозной ненависти». Это прекрасно все знают. В эту игру юристы могут играть только сознательно».

Тарасов обратил внимание и на другой факт. «Стоит ли удивляться бездействию правоохранительных органов, если даже генпрокурор Владимир Устинов в своих речах постоянно ссылается на работы ультраправого философа Ивана Ильина (выступление генпрокурора на расширенной коллегии Генпрокуратуры РФ с участием руководителей РФ в феврале 2006 года). Живя в

20-е годы в Германии, этот философ из статьи в статью восхвалял Адольфа Гитлера и национал-социалистов, ставил их в пример русской иммиграции, - заметил эксперт. - Вот этого фашистского философа Устинов цитирует как высочайшего авторитета».

Newsru.Com