Самое интересное
Номер от 2 марта 2006 г.

Невезучий Канчели
Обрушение Басманного рынка некоторые уже окрестили «Трансвааль-2». Кроме схожих обстоятельств произошедшего, обрушение кровли московского рынка и катастрофу в аквапарке в Ясенево объединяет еще один факт - крыши обоих зданий проектировал один и тот же конструктор - Нодар Канчели.

Снеговой перегруз?

Проектировщик обрушившейся крыши считает «снеговой перегруз» наиболее вероятной причиной обрушения рынка. «Никто его не убирал, а крыша там не вы¬гнутая, как в «Трансвааль-парке», - сказал Нодар Канчели. Парадоксально, но при этом он признал, что из-за сложной конструкции проблему уборки снега с крыши рынка невозможно было решить обычными средствами. «Если туда подниматься людям с лопатами и, не дай бог, со скребками, кровля только пострадает», - считает проектировщик. Как предполагалось убирать снег с крыши, он не уточнил.

По словам Нодара Канчели, нормативы предельного давления на крышу здания были недавно изменены, и, следовательно, здание рынка не удовлетворяло новым требованиям, однако вполне соответствовало всем необходимым критериям к моменту постройки в 1977 году. Так, как рассказал проектировщик, в современных зданиях этот показатель находится на уровне 220 килограммов на квадратный метр, а в более ранних проектах предельно допустимая нагрузка на крышу рассчитывалась на уровне 140 килограммов.

Стоит также вспомнить заявление прокурора Москвы Анатолия Зуева, по словам которого, прокуратура еще 22 декабря вынесла директору Басманного рынка предписание о недопустимости нарушений при эксплуатации здания.

И купол храма Христа Спасителя...

Нодар Канчели всегда считался проектировщиком, работающим по индивидуальным проектам. Он был автором монолитной висящей оболочки для Студии циркового искусства в Измайлово и советско-чешского профсоюзного пансионата «Дружба» в Ялте, ставшего в свое время одним из самых новаторских зданий. Кроме того, он руководил несколькими масштабными, но менее авангардными проектами, в частности, Нодар Канчели работал над куполом храма Христа Спасителя, торговым комплексом на Манежной площади, перекрытием Гостиного двора, а в настоящий момент является автором второй очереди реконструкции Большого театра.

Если репутация Нодара Канчели как автора эксклюзивных проектов 14 февраля 2004 года, когда обрушился «Трансвааль-парк», серьезно пострадала, то теперь от нее может ничего не остаться. Единственное, что может оправдать проектировщика, считают специалисты, - это то, что зданий, аналогичных Басманному рынку, в мире довольно много, и ничего нового, что бы привело к катастрофе, российский конструктор не придумал. Однако в таком случае остается непонятным, почему столичные власти продолжают предоставлять уже скандально известному конструктору новые и новые заказы, объясняя свое решение тем, что такого уровня проектировщиков в России больше нет.

С одной стороны, признание того, что Нодар Канчели работает по типовым проектам и не является первооткрывателем проектных решений, ставит крест на его карьере как новатора, а с другой - если проектировщик действительно уникален, возникает вопрос: почему два его масштабных проекта погребли под собой несколько десятков человеческих жизней. Если учесть, какое количество проектов реализует руководитель ЗАО «Курортпроект», последнее утверждение означает большую опасность.

Канчели проходит по делу только как свидетель, зато фигурирует в качестве обвиняемого в громком процессе об обрушении «Трансвааль-парка». При этом прекращать свою профессиональную деятельность Нодар Канчели пока не собирается. Более того, работает над целым рядом сложных проектов как в Москве, так и в других российских городах. Так, в мае 2005 года, уже после обрушения кровли «Трансвааля», Канчели получил заказ на проектирование раздвижной крыши над большой спортивной ареной «Лужников». По его проекту также строится конькобежный стадион в Коломне.

Lenta.Ru, «Новые Известия»