Самое интересное
Номер от 25 января 2006 г.

Гражданский мрак
Многие мужчины и женщины создают семьи, не окропляя их краской для штампов в ближайшем загсе. Сходятся в одном из жилищ, и вся недолга. Он со своими детьми (что редко), она со своими (почти всегда). И начинаются попытки принять детей гражданского супруга (супруги) чуть ли не как своих собственных.

СКАЖУ откровенно, это почти никогда и почти никому не удается. А если и удается, то, как правило, женщинам. Мужчины, за редким исключением, могут любить только своих детей. Да и то, если они рядом. Каждый из нас может привести много примеров тому, как любящий отец после развода вскоре уже забывал и своих детей. И мог годами (да что там годами – десятилетиями) их не видеть. И при этом вовсе не тощал от тоски и грусти. А теперь попытайтесь вспомнить такое же о матерях? Труднее, не так ли?

Меня мой знакомый, создавая семью (гражданский брак), уверял, что любит и своих детей (их у него в первой семье было двое), и детей своей гражданской жены. На мои слова сомнений сказал, энергично рубанув рукой: «Если мужчина любит женщину, он сможет полюбить и ее детей». Он потом честно признался мне, что глубоко заблуждался. Его новая жена оказалась очень милой и доброй женщиной, она всей душой старалась понять и принять его сыновей, которые часто приходили к ним в дом. И ей это почти удалось. А вот ее сын и дочь так и не были приняты им. Хотя ему кажется, что он старался их принять. Полтора года просуществовала эта гражданская семья - ровно столько, чтобы он понял, что ее дети никогда не станут его детьми.

И ведь редко какой мужчина способен понять это сразу. Большинство же искренне полагают, что этот барьер преодолим. Страдают опять же дети…

Антуан де Сент-Экзюпери высказал блестящую мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» Но, дорогие мои, положа руку на сердце, ответьте самим себе на простой, казалось бы, вопрос: многие ли из мужчин понимают это и существует ли такая ответственность у тех, кто вступает в незаконные узы гражданского (бесштампового, как выразился один мой знакомый) брака?

Вы скажете, все зависит от конкретных людей. И будете совершенно правы. Но таких вот конкретных людей, которые прирастают душой к не своим детям, которые готовы взять на себя ответственность за тех, кого приручили, очень и очень мало. Для некоторых гражданский брак как раз и есть способ эту ответственность свести на нет. Просто многие даже себе в этом не сразу признаются.

Если у нее нет своих детей, все может долго и красиво продолжаться. А если… А если есть дети, то очень велик шанс услышать: «Прости, но это оказалось выше моих сил. Я так не смогу». Эти слова много чаще произносят мужчины. Кто-то, услышав эти слова, плачет и начинает говорить, какие силы и средства вложены в этот брак и что это их совместное проживание было частью общей жизни и теперь вы вправе требовать хоть какого-то утешения. Хотя бы морального. И вот тут-то вы рискуете нарваться на слова: «Никакие претензии не принимаются. Мы не женаты». И все сразу становится на свои места, и все возвращается на круги своя. Никакой ответственности и никаких обязательств ни друг перед другом, ни перед государством!

На многих людей брачный штамп в паспорте действует просто волшебно. Он побуждает обладателя штампа в паспорте:

а) проявлять чувство ответственности;

б) дисциплинироваться;

в) к уменьшению вероятности совершения неожиданных движений и житейских пируэтов;

г) к обретению мудрости и самосовершенствованию;

в) к ограничению проявлений пагубной «свободы и независимости» (пьянок-гулянок).

А это уже немало – заиметь столько цементирующих факторов, сдерживающих распад семьи. Каждый из мужчин, женатых много лет, равно, наверное, как и каждая женщина, положа руку на сердце, может сказать, что если б не штамп о браке, то, скорее всего, семья распалась бы. И лишь необходимость бракоразводных мероприятий удерживала от этого шага.

Подавляющее большинство из нас никогда не повзрослеют (особенно это касается мужчин). И потому чувствуют себя на протяжении всей жизни учениками, которым постоянно нужен какой-то стимул, своеобразный кнут, удерживающий их от очередной шалости.

Все так, конечно, скажете вы, но тут же многие добавят: а почему же тогда семьи все равно катастрофически часто распадаются и никакие штампы в паспортах их не спасают? Иногда даже, наоборот, только мешают сделать это как можно раньше? Ведь мы как? Сначала всласть намучаемся, попортим друг другу нервы и кровь, а потом, когда становится невмоготу, идем с заявлением в суд. А вот не было бы у нас того самого брачного штампа в паспорте, все было бы по-другому, намного проще. Ссоры и разрывы – это такие же «комплектующие» любви, как и поцелуи, и конфеты, и цветы, и нежные слова. Но не все это могут или хотят понимать. Каждый из нас склонен думать, что у меня все будет иначе, не так, как у Маши с Петей или у мамы с папой. Поэтому мы и утешаем себя либо наличием штампа в паспорте, либо утверждениями о том, что вовсе не обязательно, чтобы каждое совместное сосуществование мужчины и женщины было освящено прижатием штемпеля к странице паспорта в неком госучреждении.

И что же меняется, скажут многие, от наличия записи в паспорте? Все равно ведь мы все играем в одну и ту же игру. В одну, конечно, да не в одну. Это как хоккей, скажем, на льду и хоккей на траве. Вроде бы и там и там хоккей, да только правила немного разные...

Доктор ХОРОШЕВ, Ph.Ru