Самое интересное
Номер от 1 декабря 2005 г.

Откуда боги растут
У входа в студенческую библиотеку сидит большой плюшевый медведь в шапочке академика. «Знаю, что вы подумали, - поймал взгляд декан юридического факультета Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев. - Но уверяю вас, этот медведь как символ факультета появился у нас раньше, чем у «Единства». На юрфаке шутят: «Сначала медведь пришел к нам на факультет и навел порядок. А теперь пошел наводить порядок в стране».

Медведь - явно тотемное животное нынешней власти. Возможно, потому, что почти вся элита нашего времени вышла с питерского юрфака. Другим не пробиться, а если президентом, как предсказывают, станет Медведев, то с этого факультета будут вербовать кадры еще усерднее - хотя, казалось бы, и брать уже некого. Есть, конечно, исключения вроде Сергея Собянина - его вытащили в Кремль из сибирской берлоги за исполнительность и умение заставлять нефтяников делиться. Но именно через вход в здание на 22-й линии Васильевского острова лежит самый короткий путь наверх. Здесь уже создан культ «первых путинцев», сделавших из обычного вуза «русский Итон».

Легендарные студенты

Глава Совета федерации Сергей Миронов, министр Герман Греф, полпред в Южном округе Дмитрий Козак, главный судебный пристав Николай Винниченко, председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, полпред президента в Конституционном суде Михаил Кротов и новый полпред в Приволжском округе Александр Коновалов - это только те, кто на слуху. Выпускники юрфака сидят в администрации президента, в министерствах, службах, агентствах, крупных банках, естественных монополиях. «Вот недавно узнал, что лучший студент 2000 года тоже, оказывается, работает в администрации президента», - не без гордости сообщает декан Кропачев.

Руководство факультета не ищет простых объяснений фантастической востребованности своих выпускников. Дело вовсе не в том, что президент здесь учился, «подтянул» однокашников, а те - своих друзей и так далее. На самом деле, говорит декан Кропачев, все из-за факультетских традиций: «У нас всегда поощрялась свобода, критическое отношение к действующему законодательству, ответственность. Даже в советские времена».

Теперь, после перестановок во власти, преподаватели могут сказать правду: больше всего на факультете любят именно Медведева. Нет, Путина тоже любят, просто не очень хорошо помнят - он закончил вуз в 1975 г. и сразу ушел работать не совсем по юридической линии. А вот Дмитрий Анатольевич - свой, из студентов пошел в аспиранты, потом в преподаватели. Здесь его заметил Анатолий Собчак, а потом и Путин.

Те, кто занимался у Медведева, вспоминают, что был он строг, но справедлив, «на экзамене списывать давал, потом мог завалить при ответе». Когда уехал в Москву, на доске у входа появилось объявление: «Потерялся преподаватель. Молодой, красивый, умный. Дмитрий Анатольевич, мы скучаем, возвращайтесь». Учебник по гражданскому праву, в написании которого участвовал Медведев, стоит в закрытом стеклянном шкафу, как будто раритет. «Проданный тираж - около миллиона экземпляров», - восхищается декан.

Ну и забота о друзьях, конечно. Многие последние назначения во власти - инициатива лично Медведева. Если президент сначала больше ценил сослуживцев по КГБ, то новый первый вице-премьер поднял до заоблачных высот однокашников. Например, лучшего друга своих студенческих лет Константина Чуйченко, который, по его собственному признанию, стал начальником юридического департамента «Газпрома» не без участия влиятельного однокашника.

«Попал в струю именно Димка, - говорят однокурсники, - а за собой потянул Антоныча». «Антоныч» - Антон Иванов - сейчас руководит Высшим арбитражным судом, а на юрфаке был в тени Медведева.

Все остальные выпускники, ушедшие во власть, со слов преподавателей, тоже сплошь выдающиеся. Михаил Кротов, представляющий теперь президента в Конституционном суде, получил диплом на два года раньше Медведева. Однокашник Кротова Козак был комсоргом курса. «В группе Козака я проводил занятие лишь однажды, - говорит декан Кропачев. - Но запомнил его на всю жизнь. Он меня измучил. Все задавал и задавал вопросы». Даже на картошке Козак брал руководство на себя, вспоминает замдекана по научной работе Владимир Лукьянов.

«Чудо какое-то»

Любовь преподавателей к своим знаменитым выпускникам объяснима. Пока те поднимали Россию, вуз стал если не лучшим, то уж точно самым обеспеченным. Теперь здесь самая лучшая библиотека и сотни компьютеров с выходом в Интернет. В библиотеке есть даже душевые для сотрудников... Комната учетного совета обшита дорогими породами дерева, за овальным столом - кожаные кресла. Одно из них - для действующего члена ученого совета Владимира Путина - всегда пустует.

- Почему вы меня не спрашиваете, какие у нас зарплаты? - вдруг говорит Кропачев.

- А что, скажете?

- Нет. Но они у нас среди всех юридических факультетов России самые большие.

Красивая жизнь, говорит Кропачев, началась году в 1999-м, когда выпускники массово пошли во власть. «Заработали сами. Платное образование, экспертиза и разработка законов. Много работы», - объясняет благоденствие декан.

«Обычные были люди»

«Разные мы, и судьбы у нас разные, - говорит однокурсник Медведева. - Кто-то в струю попал, а есть и такие, кто в тюрьме за взятки сидел, кто спился, кто за границу уехал, а кто просто трудится обычным адвокатом или судьей». Тогда, говорит он, никто и подумать не мог, что Медведев и Антон Иванов - будущие лидеры: «Медведев мелкий такой был и худой, а Иванов - неуклюжий толстячок. Но Димка лучше как-то был, он ведь к нам на курс с вечернего пришел, сразу на дневное баллов не добрал. А вот Иванов казался заносчивым, списать никогда не давал. Карьерист, в общем».

Не очень общительным был и Козак. «У него были партийные интересы, а я партийным не был никогда, - говорит однокурсник полпреда, ныне судья петрозаводского городского суда Эдуард Новоселов. - Да и вообще, питерские и приезжие у нас на курсе как-то не очень дружили. Даже не помню, приходил ли Дима к нам в общагу или нет»...

Навстречу нам с деканом Николаем Кропачевым по коридору шла красивая пожилая женщина. «Позвольте представить, - торжественно сказал Кропачев. - Людмила Никифоровна Галенская - научный руководитель по дипломной работе Владимира Путина. Очень строгий преподаватель».

Людмила Никифоровна улыбнулась и в знак приветствия едва заметно кивнула головой. «Людмила Никифоровна, скажите, вы спокойны за страну?» - невпопад спросила я. Она тихо засмеялась и ответила: «Нет, я не спокойна». Повисла пауза. Кропачев пытался спасти положение: «Но все-таки страна находится в надежных руках. Так, Людмила Никифоровна?» Руководитель Путина еще раз улыбнулась: «А я все равно не спокойна».

«Русский Newsweek».