Самое интересное
Номер от 28 сентября 2005 г.

По законам прежнего времени
Вместе с обязательствами платить по внешнему долгу и креслом постоянного члена Совета безопасности ООН Россия получила от Советского Союза нечто более ценное - советские законы и другие нормативные акты. Многие из них продолжают действовать: всей энергии исполнительной и законодательной власти последних 15 лет не хватило, чтобы до конца «зачистить» правовое поле от пережитков социалистического строя.

ДАЖЕ в совершенно капиталистических сферах действуют социалистические законы. Например, российские банки до сих пор руководствуются постановлением Совнаркома о векселях от 1937 года, которое было подписано еще «всесоюзным дедушкой» Михаилом Калининым. «Это постановление, принятое правительством после подписания международной Женевской конвенции о простых и переводных векселях, повторяет его дословно. Оно до сих пор является основным документом по работе с векселями, - рассказал ведущий специалист по ценным бумагам Витасбанка Сергей Яцюк. - В некоторых частях документ, конечно, устарел, так что ряд вопросов по работе с векселями регулируется новыми актами. Например, вопросы по налогообложению, покупке жилья с помощью векселей и другие. Но постановление 1937 года является основным нормативным документом для всех игроков рынка».

Пользоваться советскими законами могут не только банки, но и простые люди. При этом часто себе во благо, поскольку основная масса социалистического законодательства во главу угла ставила защиту труженика.

Жилищный вопрос

В далеком 1930 году ВЦИК и Совет народных комиссаров приняли постановление «О праве пользования дополнительной жилой площадью». Оно продолжает действовать, несмотря на все реформы жилищного хозяйства.

Если подходит ваша очередь на получение квартиры, нужно срочно добывать ученую степень или хотя бы становиться соискателем-заочником. За всеми научными сотрудниками-очередниками (в законе нет градаций по степеням) сохраняется право на получение большей жилплощади. Требовать можно или дополнительную отдельную комнату, или дополнительную площадь размером не менее 20 кв. м.

«Я лично о таких случаях не слышала, - сказала юрист компании «Сервис. Недвижимость и право» Ирина Зубова, - однако постановление действует, о нем все знают как о примере анахронизма в жилищном законодательстве. Так что, по идее, если вы стоите в очереди и имеете степень, можно обратиться в суд с требованием вынудить городские власти выдать вам квартиру большего метража».

Кроме ученых, теми же правами пользуются офицеры в чине от полковника, заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств.

На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди. Циркуляр НКВД от 13 января 1928 года содержит список редких заболеваний, дающих такое право. Этот список был заново утвержден в 1983 году, уже приказом Минздрава. Кроме крайне редкой сейчас проказы и различных страшных заболеваний вроде туберкулеза, в списке есть более «популярные» болезни. Например, астма.

Юрисконсульт Ольга Боровая считает, что отстоять свою позицию в данном вопросе будет достаточно сложно, но попробовать можно.

«С одной стороны, это подзаконный акт, на который Жилищный кодекс не ссылается. С другой стороны, он до сих пор действует. Я не знаю, на чью сторону встанет суд в данном случае, - заявила госпожа Боровая. - Насколько мне известно, скоро будет утвержден новый список болезней. Тогда уже никаких вопросов не будет».

Творческий диалог

У некогда единственного в мире государства трудящихся были свои плюсы, которые не удалось выкорчевать построением развитого капитализма. Отменив в 2001 году советский Кодекс законов о труде (КЗОТ), который давал слишком много прав работникам, и заменив его Трудовым кодексом, законодатели забыли внести изменения в некоторые сопутствующие акты.

К примеру, в 1986 году Госкомтруд СССР выпустил «Временные рекомендации по совершенствованию условий труда операторов за дисплеями». Эти рекомендации практически без изменений легли в основу «Гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации труда», утвержденных главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко в 2003 году.

Любая современная работа в офисе (и даже не работа, а, например, раскладывание пасьянса «Косынка») подпадает под описанное в этих документах явление под названием «творческий диалог с ПЭВМ» (кто не помнит, ПЭВМ - это персональная электронная вычислительная машина, то есть компьютер). Так вот, все люди, находящиеся в таком диалоге более шести часов в день, имеют право на дополнительные перерывы в рабочем процессе длительностью не менее полутора часов за рабочую смену без увеличения трудового дня. Дополнительно к обеду, разумеется. Эти перерывы рекомендуется заполнять производственной гимнастикой. Описывается в правилах и размер рабочего места: оно должно быть не меньше 4,5 кв. м, а расстояние между видеомониторами в одном ряду не может быть меньше 1,2 м. Между рядами «дисплеев» - 2 м. В принципе, ничто не мешает работнику требовать у работодателя соблюдения этих норм, а в случае отказа - жаловаться.

Юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Александр Арютунов считает, что правила эти, конечно, действующие, но лишь номинально: «К сожалению, ни в государственных, ни в частных компаниях никто их не соблюдает. Хотя воспользоваться ими в суде, как мне представляется, вполне можно». Правда, только в том случае, если вам удастся доказать, что несоблюдение работодателем санитарных норм повлекло за собой расстройство вашего здоровья, - тогда вы можете требовать компенсаций понесенного ущерба.

Во всех остальных случаях вы можете восстановить попранную справедливость, только инициировав проверку работодателя со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия. Если такая проверка подтвердит обоснованность жалобы, компании-нарушителю грозит штраф за несоблюдение санитарных норм в размере 100-200 МРОТ (10-20 тыс. руб.).

К сожалению, из российских «Требований...», принятых в 2003 году, пропала норма, существовавшая в советских документах. Там было предписано давать работникам, находящимся в «творческом диалоге с ПЭВМ», шесть дополнительных дней отпуска в год.

Еще один пример заботы о трудовом народе: в 1980 году Государственный комитет СССР по труду принял решение о работе женщин, имеющих маленьких детей. Согласно этому документу работающие женщины, имеющие детей в возрасте до года, могут брать дополнительные перерывы продолжительностью не менее 30 минут для кормления ребенка, которые предоставляются не реже чем через каждые три часа работы. При наличии двух или более детей в возрасте до одного года продолжительность перерыва устанавливается не менее часа. Причем все перерывы работодатель оплачивает. Это требование до сих пор соблюдается на некоторых предприятиях. Правда, в основном в провинции.

Все опрошенные юристы признались, что крайне редко сталкиваются в работе с постановлениями, принятыми ранее 1980-х годов. «Все они устарели или дублируются другими актами, - размышляет адвокат Александр Арютунов.- Надеюсь, что когда-нибудь будет проведена соответствующая работа, и большинство из них будет окончательно отменено, чтобы не смущать суды и граждан».

А пока никто в правительстве этим не озаботился, есть возможность воспользоваться позабытыми всеми законами.

«Имеешь право»