Самое интересное
Номер от 8 июня 2005 г.

Ходорковский будет заведовать библиотекой?

До колонии дело не дойдет?

Как и ожидалось, адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт обжаловал обвинительный приговор в части уклонения от уплаты налогов как физическим лицом. Защита утверждает, что их подзащитный полностью невиновен, и просит отменить приговор.

Как пишет «Независимая газета», Юрий Шмидт также сообщил, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, вероятнее всего, не будут отбывать назначенный им Мещанским судом срок в колонии. По словам Шмидта, отправлять осужденных по этапу нельзя, поскольку контролировать их властям даже в подмосковной колонии куда тяжелей, чем в столичном СИЗО. К тому же пребывание в колонии может представлять серьезную угрозу здоровью, отметил адвокат, а учитывая неоднократные заявления защиты о наличии у Лебедева ряда хронических заболеваний, то и жизни бывших акционеров «ЮКОСа». «Убежден, что никто не хочет, чтобы с их головы упал хотя бы один волос», - поделился своим мнением Шмидт.

С ним согласен и адвокат Тельман Гдлян, бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР. Гдлян, несмотря на личную негативную оценку деятельности бывших акционеров «ЮКОСа», также уверен, что отбывать назначенные сроки наказания в колонии они не будут. По его мнению, Ходорковского, Лебедева и их адвокатов в ближайшие годы ждут многочисленные обжалования вердикта Мещанского суда во всех инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека. К тому моменту, когда все судебные тяжбы закончатся, Ходорковский и Лебедев проведут в московском СИЗО «Матросская тишина» как минимум половину назначенного им срока, считает Гдлян, отмечая, что этого времени будет достаточно для того, чтобы пересмотреть приговор и выпустить их на свободу.

К тому же заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников в эфире канала НТВ сказал, что вскоре прокуратура инициирует новое дело в отношении акционеров и сотрудников «ЮКОСа». В том числе и по обвинениям в организации заказных убийств.

Высокопоставленный источник «НГ» в Министерстве юстиции РФ также косвенно подтвердил это предположение. Тем не менее, по словам источника, в министерстве уже рассуждают на тему, куда отправить отбывать наказание бывших акционеров ЮКОСа. «В том случае, если у нас все же поинтересуются, куда лучше их этапировать, то по своему опыту работы могу предположить, что мы порекомендуем отправить их в Саратовскую область». На вопрос, почему именно в Саратовскую область, наш собеседник ответил: «Это лучшее, что у нас есть».

Общий режим, обычный отряд

Если же Михаил Ходорковский все-таки попадет в колонию, то это будет исправительная колония общего режима, где «мотают срок» осужденные, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести и не являющиеся рецидивистами, пишет газета «КоммерсантЪ».

Как только заключенный Ходорковский будет этапирован на зону, его зачислят в отряд с обычными условиями содержания. Это означает, что жить он будет в общежитии, примерно в таких условиях живут солдаты срочной службы российской армии. Сидеть за решеткой ему также не придется - здесь зэкам разрешают свободно перемещаться внутри помещения, соблюдая распорядок дня.

Правда от привычной жизни олигарха Ходорковскому придется отказаться. Его ежемесячные расходы будут ограничены тремя МРОТ, что в пересчете составляет 2160 рублей. На эти деньги он сможет покупать личные вещи, такие, как сигареты или сладкое. Спиртные напитки на территории зоны не продаются, хотя опытные «сидельцы» наверняка знают, где и что можно достать.

Также за год можно получить шесть посылок, шесть бандеролей, шесть краткосрочных (по четыре часа) и четыре длительных (трое суток) свидания. С разрешения администрации можно вести телефонные разговоры (не более 15 минут каждый).

Впрочем, за хорошее поведение заключенного Ходорковского вскоре смогут перевести в отряд с облегченными условиями. Ему разрешат тратить деньги без ограничений и получать в два раза больше посылок и бандеролей, а также иметь шесть длительных свиданий.

По отбытии одной четверти срока заключенного могут перевести в колонию-поселение. Фактически условия проживания здесь точно такие же, как в какой-нибудь военной части. По отбытии половины срока он может ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Кроме того, за полгода до окончания срока ему могут разрешить жить за пределами колонии.

Как профессиональному менеджеру, Ходорковскому, скорее всего, предложат заняться административной работой, заняв пост нарядчика, диспетчера производства. Возможно, ему доверят и более творческую работу: например, заведовать клубом или библиотекой. На такой должности можно заработать от 700 до 1,5 тыс. рублей.

Формально заключенный даже может с разрешения начальника колонии заниматься бизнесом, но в действительности это не практикуется. В лучшем случае предпринимательство ограничивается торговлей на рынке товарами ручного промысла: заключенные пишут картины, режут по дереву, плетут мебель или занимаются ремонтом автомобилей.

За хорошее поведение в первые месяцы заключения отбывающий наказание может получить благодарность, подарок, премию, дополнительную посылку или свидание. Ему разрешат дополнительно расходовать деньги в сумме до 180 рублей. Осужденный может рассчитывать на краткосрочный (семь суток) отпуск «в связи с исключительными личными обстоятельствами» или ежегодный отпуск продолжительностью 28 дней.

За нарушения порядка к заключенному могут применить взыскания - как устный выговор, так и штраф до 200 руб., могут также посадить в штрафной изолятор, перевести в помещение камерного типа или в тюрьму строгого режима.

«Красные» и «черные»

Колонии делятся еще и по неформальному признаку: на «красные» и «черные». Большинство колоний общего режима - «красные». Здесь активно работает аппарат осведомителей, жизнь заключенного жестко контролируется администрацией. Купить спиртное или наркотики невозможно, а для получения льгот осужденный должен «твердо встать на путь исправления».

«Черные» зоны находятся под воровским контролем. Обыски проводятся администрацией формально, можно откосить от работы, такие вещи, как разговор по мобильнику, покупка алкоголя или наркотиков, никем не контролируются.

Что лучше для опального олигарха - спорный вопрос. Так как многие уверены в его амнистии через ближайшие несколько лет, существует мнение, что он попадет в «красную» колонию. С другой стороны, до него все влиятельные чиновники, которым довелось оказаться за решеткой, договаривались о своем переводе в те места, где с начальством всегда можно было договориться.

«Независимая газета», Utro.Ru