Самое интересное
Номер от 27 апреля 2005 г.

Водка не в моде
По данным Национальной алкогольной ассоциации, за первые месяцы 2005 года производство отечественной водки упало на 12%, а вина - на 33%. Снижение производства коснулось и других сегментов алкогольного рынка: игристых вин стали выпускать на 1,4% меньше, слабоалкогольной продукции - на 5,3%. Отрасль пострадала в основном из-за предновогодней неразберихи с налоговым законодательством. Однако ситуация нормализовалась, а тенденция так и не переломилась.

Снижение производства водки на 12% стало сенсацией - подобных темпов падения водочная отрасль не знала уже много лет. Шквал гневной критики в первую очередь обрушился на украинских импортеров. Требование ввести госрегулирование рынка и установить таможенную пошлину на спиртное из стран СНГ поддерживает и Национальная алкогольная ассоциация.

Однако, к примеру, топ-менеджер одного из крупных производителей крепкого алкоголя в России сообщил, что настоящая угроза отечественной водке исходит от Запада. По его словам, есть большая вероятность, что вскоре на наш рынок хлынет дешевая водка из-за рубежа, которую производители готовы продавать по гораздо меньшей цене, чем их российские коллеги.

Однако многие специалисты склонны искать причины неудач «в своем глазу». «Украина меньше всех виновата в сложившейся ситуации, - заявил президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. - Те 1-2% российского рынка, которыми она владеет, никак не могут расшатать целую отрасль. Реальную же опасность для производителей представляет отсутствие заслона на пути изготовителей суррогатов и нелегальной водки».

Впрочем, не исключено, что падение производства связано с постепенным падением спроса на традиционный российский напиток. По данным Союза российских пивоваров, в последние годы в пересчете на чистый спирт 70% потребления алкоголя приходится на водку, 19% - на пиво, 11% - на вино, шампанское и коньяк. Между тем еще в конце 90-х годов водка свои 80% рынка держала крепко, и рядом с нею никого не было. Перемены же говорят о том, что происходит постепенная переориентация населения России, в особенности молодежи, на употребление слабоалкогольных напитков.

«Новые Известия»