Самое интересное
Номер от 3 марта 2005 г.

Самоубийцы в метро ищут глаза машиниста
Трагическими событиями ознаменовался праздник защитника Отечества. За сутки трое мужчин и женщина погибли в результате несчастных случаев на станциях «Курская-радиальная», «Пушкинская», «Менделеевская» и «Китай-город» Московского метрополитена. Случаи самоубийств в московском метро не редкость. Однако чтобы за день в подземке столько людей свели счеты с жизнью - такого еще не было. Более того, с начала года в Московском метрополитене погибли еще четыре человека. Чем же так манит метро самоубийц, решили разобраться корреспонденты «Newsinfo»...

Вереница трагедий началась в ночь со вторника на среду - в 1:35 неизвестная женщина кинулась на рельсы на станции «Менделеевская». Следующее ЧП произошло уже днем - в 16:15 на станции «Китай-город» под подъезжающий поезд прыгнул мужчина 1957 года рождения. Менее чем через полчаса - в 16:40 - произошла новая трагедия: на станции «Курская» схожим способом счеты с жизнью свел тридцатилетний мужчина.

Но на этом трагическая цепь происшествий не заканчивается. Спустя несколько часов - в 20:35 - на станции метро «Пушкинская» по неосторожности под прибывающий поезд упал мужчина 1950 года рождения. Как и во всех предыдущих случаях, спасти пострадавшего не удалось - от полученных ранений мужчина скончался.

Специалисты-психологи считают, что демонстративного поведения здесь нет. Иначе с таким же успехом они могли бы бросаться под поезда на железнодорожном вокзале. Кроме того, самоубийце проще осуществить задуманное в замкнутом пространстве, нежели в открытом. Однако на самом деле летальный исход при попытке суицида далеко не гарантирован.

«Во-первых, вокруг много людей, которые могут помешать его совершить. Во-вторых, при определенном положении тела, попав под поезд метро, можно остаться в живых, что часто и происходит. В-третьих, нужно рассчитывать время падения и встречи с поездом, поскольку есть система экстренного торможения, а об этом самоубийцы тоже не знают или не вспоминают. Наконец, есть множество других субъективных факторов, которые могут помешать совершить удачный суицид. В частности, в последний момент может стать стыдно от того, что самоубийство доставит неудобства другим людям. Они получат стресс, опоздают на важную встречу», - отметил собеседник «Newsinfo».

Однако в последние 20 лет прослеживается пугающая тенденция: все больше самоубийц отправляются в метро. «Рельсы притягивают суицидников прямо-таки с магической силой», - считают психологи. Самоубийство на рельсах из личной драмы превращается в трагедию для всех окружающих - по крайней мере, для тех, кто оказался свидетелем печального инцидента.

А водители поездов, которым не повезло оказаться в этот день за рулем поезда, вообще, как правило, становятся профнепригодными, - по словам психологов, самоубийцы, бросающиеся на рельсы, в последние минуты жизни пытаются глазами найти глаза водителя, едущего на них. Забыть подобную картину сложно, даже несмотря на оказание профессиональной помощи.

В мире с самоубийствами в метро пытаются как-то бороться. В санкт-петербургском метро, например, на одной из линий станции построены таким образом, что не видно, как подъезжает поезд: в стене сделаны двери, которые открываются синхронно с дверьми состава (как в лифтах). Говорят, что проект этот появился после целой волны самоубийств.

Стандартная, но не очень эффективная мера по предотвращению самоубийств в метро - установка на платформах видеокамер. Работники метрополитена уделяют особое внимание гражданам, которые ведут себя подозрительно.

Специалисты считают, что феномен возрастания популярности «смерти на рельсах» среди самоубийц - следствие эффекта подражания. Когда статья в газете или телерепортаж об очередном задавленном поездом подталкивают потенциальную жертву суицида выбрать именно этот путь ухода в мир иной. Были даже проведены исследования, которые выявили прямую связь между трагическими публикациями и увеличением количества самоубийств в метрополитене.

А с 1987 года в качестве профилактики самоубийств Венский центр кризисной помощи предпринял такой проект. Психологи провели ряд исследований и попросили потом австрийские средства массовой информации поучаствовать в своеобразном эксперименте: либо совсем не писать о самоубийцах в метро, либо уделять подобным сообщениям минимальное внимание. Как и ожидали исследователи, количество самоубийств, совершаемых в метро, резко уменьшилось - до 50-60%.

С тех пор в местной прессе действует негласный запрет на освещение подобного рода событий. В границах метрополитена по этой же причине царит своеобразная «политкорректность»: если поезда из-за очередного суицида задерживаются или ходят с увеличенными интервалами, для пассажиров делается нейтральное объявление. О том лишь, что «по техническим причинам» поезд задерживается.

Татьяна РОСТОВЦЕВА, Newsinfo.Ru