Самое интересное
Номер от 2 февраля 2005 г.

Трудно быть «бригадиром»
К режиссеру Алексею Сидорову после сериала «Бригада» отношение, мягко говоря, неоднозначное. Кто-то записывает себе в телефон мелодию «Бригады», кто-то считает его виновником всех бед в нашем «датском королевстве». Самому Сидорову подобная слава не мешает. Опасается он одного: что его следующая лента не «выстрелит» так громко...

«Если «Бригада» - кино не столько о личностях, сколько о крушении империи и людях в этот переломный момент, то «Бой с тенью» - следующий этап, развитие ситуации, когда открылось поле безграничных возможностей, - говорит режиссер. - Когда человек из соседнего двора может стать чемпионом мира по боксу. Мы внезапно вписались в мировой контекст и... растерялись. А чем больше возможностей, тем больше одиночества. Как люди живут с одиночеством, как теряются, как их ломает ситуация - об этом «Бой с тенью».

Наш земляк о своем новом фильме, боксе, Голливуде, выборе актеров, Елене Пановой, и коньяке перед сном.

О новом фильме - боксерской драме «Бой с тенью», актерских амплуа и новейшей истории России корр. «МК» поговорил с режиссером Алексеем Сидоровым за чашкой какао в одной из московских кофеен.

- После «Бригады» вы стали феноменально знамениты. Вам не надоело, что вас везде представляют как режиссера культового сериала?

- Феноменально знаменит Сергей Безруков или Брэд Питт. Моя известность другого рода: у меня есть определенный авторитет в кинематографических кругах, но не более. Проблем мне это не создает. Что касается ярлыков, то было бы хуже, если б меня представляли как режиссера провального сериала «Бригада». Другое дело, если я больше ничего не сделаю.

- Но в ролике «Боя с тенью» зрителей опять заманивают «Бригадой» - мол, от ее создателя. Между одним и другим проектом есть что-то общее кроме имени режиссера?

- Оба на букву «Б»! Если серьезно, то есть общий социальный контекст и общие черты характера у Саши Белого и главного героя «Боя» Артема Колчина - неукротимость. Но если «Бригада» - кино не столько о личностях, сколько о крушении империи и людях в этот переломный момент, то «Бой с тенью» - следующий этап, развитие ситуации, когда открылось поле безграничных возможностей. Когда человек из соседнего двора может стать чемпионом мира по боксу. Мы внезапно вписались в мировой контекст и... растерялись. А чем больше возможностей, тем больше одиночества. Как люди живут с одиночеством, как теряются, как их ломает ситуация - об этом «Бой с тенью».

- Откуда у вас знание мира бокса?

- Я достаточно хорошо знаю этот вид спорта, хотя сам не занимался, поскольку у меня не очень хорошее зрение. Но мой папа боксер, мой дядя боксер, у меня миллион друзей-боксеров. Мне показалось, что в этот мир можно поместить драматический конфликт. В 90-е образ боксера сильно исказился, все считали: мало того что это человек тупой, он еще и криминально ориентирован. Сегодня все понимают, что такие люди, как Али, Костя Цзю, как братья Кличко - люди, как минимум, интеллектуально организованные и талантливые. Буквально на днях я нашел очень точное определение того, что в этой истории мне кажется важным: боксер представляет собой управляемую силу. Для мужчины важна конкуренция, проявление собственной силы - это заложено в природе. Бокс - хороший образец мужского характера, ограниченного рамками ринга. Люди устали от неуправляемой агрессии и жестокости.

- Но многие зрители, например, в сериале «Бригада» увидели агрессию, а не историю раскаяния и ошибок...

- Что касается «Бригады», там нет ни одной сцены убийства, кроме финальной. Нет ни одной сцены, где насилие смакуется. Если бы я на 20% показал, как все было на самом деле, это было бы действительно страшно. Что касается «Боя с тенью», там есть жесткие сцены. Но мы ведь никуда не денемся от того, что начиная с мифов Древней Греции люди воевали, мужчины боролись за женщин, а женщины интриговали. Такова природа человека, а я лишь ее использую.

- Вы ориентировались на голливудские боксерские фильмы. Считаете, что соревнование русского кино с Голливудом продуктивно?

- Голливуд есть идеальная модель кинематографа. Он создал такую мощную систему образов и такую мощную систему производства, что всякое соревнование бессмысленно. Мы можем лишь пытаться перенять их технологию, упаковку. Пусть будет арт-хаусное кино, которое развивает язык, но это боковая ветвь, подпитывающая мэйнстрим.

- Краткое изложение сюжета фильма выглядит довольно простым. Зачем вы снимали в Лас-Вегасе, приглашали американскую звезду?

- Мой бюджет составляет 3,5 миллиона долларов. Есть фильм «Али» с бюджетом 120 миллионов, так вот, я вам говорю положа руку на сердце: мой фильм выглядит дороже. Я только вчера сделал первые четыре минуты со звуком - выход боксеров на ринг - голову сносит, сам такого не ожидал. Отсюда и съемки в Вегасе, и сумасшедшие камеры. Дешево красиво не бывает. Чтобы сделать эффектную вещь, нужно потрудиться, затратить интеллектуальные силы и средства.

- Почему на главную роль вы выбрали не самого известного актера Дениса Никифорова?

- Я очень сожалею, что мне не удалось поработать с ребятами из «Бригады», потому что они мне друзья и одновременно дети. Режиссер всегда стоит перед выбором: или ориентироваться на дружбу, или сделать следующий шаг. Сережка Безруков может сыграть все, что угодно, но есть некие параметры внешности, устоявшийся стереотип боксера. Были прецеденты, когда Висконти снимал Делона в роли боксера, но это же бред собачий. В Денисе есть что-то похожее на Костю Цзю - это был один из главных аргументов. Он замечательно отработал и как актер, и как спортсмен.

- Вы говорили, что после съемок Денис может выступать на соревнованиях...

- Легко. Он выглядит высококлассным боксером на ринге. Просто об этом рассуждать, когда сидишь в кофейне за чашкой какао. Но на самом деле, когда получаешь серьезную плюху, звенит голова и просто поворачиваться сложно. И я видел, как меняются лица актеров, когда во время съемок они получали по-настоящему. Серьезнеют люди сразу.

- У вас снимались две звезды - Андрей Панин и Джон Эймос. Институт звезд помогает режиссеру или мешает? Сложно бороться с амплуа негодяя Панина?

- Выбор актера - всегда компромисс. Я вижу некое облако в штанах и пытаюсь его согласовать с реальным персонажем. В случае с Андреем я понимал, что ему не очень хочется играть очередного злодея, уже наигрался. Но он нашел очень ловкую формулировку, говорит, что играет человека с непростой судьбой.

- Сложно было справляться с атрибутами звезд - вагончик, переводчик, агент Джона Эймоса?

- С Эймосом все было здорово, за исключением того, что после работы в нашем фильме он снялся в другой русской картине, не поставив в известность меня. Это было жестоким разочарованием. С одной стороны, американцы очень прагматичные люди во всем, что касается бизнеса. С другой - мне показалось, что у нас с Эймосом были отношения больше человеческие - чтобы не подставлять нас. Снимаясь в русском фильме, он придает ему дополнительный объем и статус, эксклюзивность. Притом он чудный человек, мы его звали Дедушкой. Он периодически путал текст, но сыграл блестяще.

- У вас опять единственный женский характер...

- Думаю, года через два-три я созрею и сниму женскую историю, где будет один мужчина. Исправлюсь. Лена Панова, сыгравшая в «Бое», - замечательная актриса, кроме того, она моя землячка, помнит еще какие-то золотые провинциальные времена. Всегда очень трогательно работать с людьми, с которыми есть что-то общее, кроме картины. У Лены есть задатки Элизабет Тейлор, и, если все сложится хорошо, думаю, у нее будет блестящее будущее.

- Саундтрек уже выбран?

- Алексей Шелыгин придумал главную тему и основной массив музыки, она уже записана оркестром из восьмидесяти человек. Саунд-продюсерами у нас была небезызвестная группа «Triplex», которая делала ремикс на «Бригаду». Очень важную роль сыграл Серега - «Черный бумер», он написал три номера для фильма, все интересные. Кино - вообще удивительный способ познакомиться с людьми. Например, когда мы снимали в Лас-Вегасе, сидели как-то в Белладжио с партнерами, и был в компании один странный человек. Полулатиноамериканец-полуеврей, с постоянно бегающими глазами, я подумал, что наркоман, - его глаза ни на секунду не останавливались. Потом выяснилось, что он ведущий букмекер в Штатах - от его решения зависят ставки по всем букмекерским конторам Америки. Но, конечно, от работы надо получать больше удовольствия. Для меня «Бой с тенью» был скорее каменоломнями, концлагерем. И мечтаю, что следующий проект пойдет легче.

- А расслабляетесь как?

- Пока только алкоголем, времени ни на что не хватает. На протяжении двух лет я работаю по шестнадцать часов в сутки, и единственный способ расслабиться - хлопнуть коньяку перед сном.

Маша ДАВТЯН, «МК»