Самое интересное
Номер от 8 сентября 2004 г.

Нельзя дать страху завладеть собой
Психологи оценивают состояние общества как близкое к панике. На фоне последних трагических событий у нас родилась масса страхов. Как бороться с этими состояниями? Об этом обозреватель «Известий» Анна Амелькина беседует с Ольгой Маховской, старшим научным сотрудником Института психологии РАН.

- Должна констатировать: народ в панике. До 80 процентов нашего населения патерналистски зависимы. Единственный источник своей защиты они видят во власти. Они ошибочно считают, что именно государство отвечает за их жизни. И в этом их трагедия, когда они видят, что государство не всегда в состоянии их защитить. Слово «война», произнесенное на днях одним из руководителей страны, явилось основной на сегодняшний день причиной паники. Пока тихой, но нарастающей. В народе появилась латентная готовность сорваться с места. Если в Москве что-то случится в ближайшее время, эти 70-80 процентов сорвутся и уедут подальше, «в глушь, в Саратов».

- Психологи уверяют: стресс и паника - две защитные реакции организма человека. А можно найти третий путь сохранения собственного «я» в этой непростой ситуации?

- Можно: нужно конкретизировать свои страхи. Просто так паниковать, звонить знакомым, ругать «эту чертову страну» - неэффективно. Одно дело бояться чего-то реального, другое - чьей-то сумки в метро... Такие страхи испытывают менее защищенные люди: старики и женщины. Боитесь конкретной сумки в конкретном вагоне? Выйдите на первой же станции. Вообще боитесь метро? Пользуйтесь наземным транспортом, а бояться ВСЕГО и ВООБЩЕ - непродуктивно.

- Как выйти из этой ситуации?

- Это время - время сильных людей. Оно требует поступка, а он заставляет забыть страх. Пойдите, сдайте кровь, пообщайтесь с людьми там. Вообще, общайтесь как можно больше, не замыкайтесь, проговаривайте свои беспокойства. Точно полегчает.

- А что делать, если моя мама боится теперь летать на самолетах, а лететь надо?

- Надо сказать ей: «Не бойся, с тобой ничего не случится. Я буду держать небо над тобой». Так вы оттянете часть страхов, как бы возьмете ответственность на себя. Тем, кто плохо спит, налейте водки на ночь. Проявите солидарность, а это - главный враг паники, которой надо, чтобы люди были разобщены. Скажу больше: с последними трагическими событиями у нас в стране наступает другая эра цивилизованности. Этот момент надо почувствовать и окончательно определиться, мы по-прежнему население или уже нация.

- Что делать, если придется оказаться в компании паникующих сограждан? Сегодня это может случиться с каждым: в метро, на улице, на работе...

- Надо отойти в сторону, выдернув из этой толпы детей и тех, кто в этой толпе точно не собирался быть. Определите зону своей реальной ответственности и действуйте исключительно в ней.

- А что делать с детскими страхами?

- Работать с детьми гораздо легче. Дети всегда четко называют свои страхи, ясно их выражают и успокаиваются, когда рядом взрослые.

- Да, но, насмотревшись телевизора, многие первоклашки могут побояться завтра пойти в школу. Тогда что делать?

- Оставьте ребенка дома на один-два дня. Это должно помочь.

Варвара СИДОРОВА, психолог:

- Тревога - естественная реакция на такие события. В среднем, если человек психически здоров, через шесть - восемь недель острое состояние тревоги пройдет. Но страхи могут длиться годами. В США шлейф страха терактов тянется с 2001 года. Наши люди поустойчивее, они пережили много перемен и потрясений. У детей психика крепче, чем у взрослых, но все ребята из школы в Беслане были в шоковом состоянии... Не держите телевизор включенным как фон, если в доме есть дети до 12 лет. Но и убирать детей от телевизора вредно. Неизвестная опасность страшнее известной. Лучше посмотреть, проговорить это с ребенком и, как это ни дико звучит, поиграть с ним в террористов. В игровой форме можно научить его правильно себя вести в экстремальных ситуациях, сделать «прививку от страха». Дети нашего поколения играли в войну, хотя никто из них войны не видел. Тем не менее, играя, все выучили, что от обстрела надо прятаться, а при взрыве - падать.

Ольга МЕЛЬНИКОВА, заместитель декана факультета психологии МГУ:

- Играть с детьми в террористов я бы не решилась, это крайняя мера. Самое главное - четко знать, что делать. Ребенок, например, должен моментально позвонить родителям. Хуже всего, особенно в толпе, паника, которая слишком быстро заражает окружающих. Чтобы этого не случилось, и взрослый, и ребенок должны получить четкую инструкцию на уровне отработки действий. Тогда панике не остается места. Сейчас студентам читают устаревший курс «Безопасность жизнедеятельности», его пора осовременить. Мы собираемся пригласить читать этот курс нашим студентам специалистов из МЧС. Человек должен знать, как действовать, чтобы не дать страху завладеть собой. Единственное, на что мы можем влиять, - собственное поведение и оптимальные действия.

«Известия»