Самое интересное
Номер от 24 августа 2004 г.

Рубль за километр
Ежегодно на содержание автомобильных дорог в России государство тратит 200 млрд рублей. Это 3% всего федерального бюджета и порядка 2% ВВП. Однако, по словам замминистра транспорта РФ Александра Мишарина, протяженность автотрасс, требующих ремонта, ежегодно растет на 1000 километров. На них у государства денег уже не хватает.

После двух лет напряженной работы Минтранс наконец презентовал законопроект «О платных автомобильных дорогах». По замыслу его авторов, водитель должен получить право выбора: простаивать в пробках и объезжать выбоины на государственных магистралях или платить за проезд по частной трассе. В среднем путешествие по платной дороге будет стоить 1 рубль за км. По мнению грузоперевозчиков, эти деньги в конечном итоге все равно возьмут из кошельков граждан.

Минтранс внесет в правительство новый закон 1 октября. Чтобы привлечь частных инвесторов к строительству платных дорог, транспортное ведомство собирается передать им право на эксплуатацию новых магистралей. Однако отдавать их в частные руки будут только на время - пока инвестор не окупит своих затрат. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, при средней цене проезда по платной дороге в 1 рубль за км она должна окупиться примерно через 20 лет.

Инвестор получит управление платной магистралью и приоритетное право на постройку вдоль нее бензоколонок или магазинов на срок от 20 до 30 лет. Дальнейшую судьбу дороги решат специальные органы государства (в законопроекте под ними подразумеваются подразделения Минтранса). Инвестору могут оставить права на управление дорогой, но могут и отнять. Есть и еще одно ограничение. Платные дороги можно будет строить только там, где есть бесплатная государственная дорога. В европейской части страны это ограничение не столь заметно, но получить разрешение на постройку хорошего автобана за Уралом будет значительно сложнее.

По замыслу Минтранса, именно платные дороги исправят ситуацию с недостаточной пропускной способностью действующих магистралей. Общая протяженность сети автодорог в РФ составляет 8994 тыс. км при потребности в 1,5 млн км. В России уже есть 900 км платных дорог - в Воронежской и Псковской областях, на Алтае.

«Финансовые известия»