Самое интересное
Номер от 24 августа 2004 г.

Фабрика грез по-русски
Российское кино постепенно подтверждает свои амбиции на зрительский успех и право стоять на равных с Голливудом. Динамика кассовых сборов тому свидетель: первый «Антикиллер» собрал в российском прокате около полутора миллионов долларов, второй - уже два с лишним миллиона. По данным различных источников, «Бумер» собрал кассу от двух до десяти миллионов долларов, из которых примерно миллион семьсот заявлены как официальная цифра кассовых сборов. Фильм «72 метра», собравший три миллиона семьсот тысяч долларов, продержался в рекордсменах недолго. На сегодняшний день «Ночной дозор» обогнал по кассовым сборам американского «Властелина колец» и собрал с начала проката (8 июля) более пятнадцати миллионов долларов («Властелин колец» собрал 13 миллионов).

По прогнозам специалистов, по кассовым сборам в России российский кинематограф будет продолжать подниматься. Бюджеты российских картин хоть и не дотягивают до самых средних голливудских, тем не менее уже впечатляют. Например, бюджет обещанного к следующему году блокбастера «Мужской сезон. Бархатная революция» (фильм снимает кинокомпания «РОСПО-Фильм») уже превышает пять миллионов долларов. Там, где голливудским режиссерам требуются десятки миллионов на компьютерные спецэффекты, наши мастера выходят из положения «домашними» средствами. На чем экономят и куда тратят деньги отечественные работники «фабрики грез»?

Для того чтобы создать на экране сцены разрушения и опустошения Лондона, подвергшегося набегу инфицированных вирусом ярости людей, создателям фильма «28 дней спустя» понадобилось 5 миллионов долларов и четыре долгих месяца бюрократических согласований. В результате создатели фильма получили возможность снимать на шоссе MI. Было остановлено движение в обоих направлениях, и в течение одной (!) минуты десять камер могли снимать абсолютно пустую дорогу, по которой главный герой ведет такси в сторону Манчестера.

В случае с российским кино все дешевле и проще. Создатели «Мужского сезона. Бархатной революции» одну из сцен погони, в ходе которой переворачиваются и разбиваются десятки машин, решили снять на одном из участков третьего транспортного кольца. Получить официальное разрешение на подобные съемки вообще, как оказалось, невозможно. Однако сцена была снята. Никаких согласований создателям фильма не потребовалось. Как удалось узнать у одного из сотрудников съемочной группы, цена вопроса составила 12 тысяч долларов. За эти деньги сотрудники ГИБДД не только на несколько часов перекрыли движение на данном участке, но и лично проконтролировали безопасность «ремонтных работ»...

Питерские реставраторы много лет бьются над тем, чтобы предотвратить разрушение стен Казанского собора, начавшееся после съемок фильма «Приключения итальянцев в России». Комедия обернулась для собора неприятностями: часть стен была покрашена искусственными, полихлорвиниловыми красками, разъедающими камень. Все это теперь приходится тщательно соскабливать.

На съемках того же фильма взрыв дома происходил не в павильоне, а по-настоящему. Для съемок фильма снесли доходный дом графини Ольги Орловской, памятник архитектуры XIX века. Режиссеру фильма Эльдару Рязанову не пришлось потратить на это ни копейки.

Сегодня правила изменились. Но взорвать по-прежнему можно все, что понравится. Создатели все того же «Мужского сезона. Бархатной революции» взорвали один из корпусов завода АЗЛК. Правда, не полностью, а с частичными разрушениями. При этом еще и уничтожив два джипа «Шевроле-Тахо». По неофициальной информации, это удовольствие обошлось создателям фильма всего-то в 105 тысяч «зеленых». Немного в сравнении с мировыми аналогами.

Самый дорогой взрыв в истории кинематографа был сделан на съемках картины «Плохие парни-2» с участием голливудской звезды российского происхождения Олега Тактарова. Создатели второй части боевика за 15 секунд «освоили» значительную часть 75-миллионного бюджета картины, взорвав на съемках фильма особняк. «Это был самый дорогой объект, который я когда-либо взрывал, - утверждает Майкл Бэй, снявший такие блокбастеры, как «Армагеддон», «Перл-Харбор» и «Скала». - 40-миллионный особняк рухнул, как карточный домик».

Говорят, некоторые российские кинопродюсеры выступают как агенты, продающие голливудским студиям услуги по съемкам подобных сцен в России. Существует целый прейскурант на подобные услуги. Например, взрыв здания (от 5 до 7 этажей) в центре Москвы обойдется заказчикам всего в три с половиной миллиона долларов.

Тот же Олег Тактаров снимается сейчас в фильме «Мужской сезон. Бархатная революция», где по сценарию будет взрываться не только один из корпусов АЗЛК, а еще и пятиэтажный дом. К расходному бюджету фильма эта сцена добавила, по разной информации, от 50 до 150 тысяч долларов. Всего лишь.

Кроме взрывов зданий, съемочная группа изрядно повеселилась в международном аэропорту «Шереметьево», где в течение дня съемки происходили прямо на летном поле, что категорически запрещено техникой безопасности.

Некоторые сцены фильма «Мужской сезон» снимались прямо в офисе Госнаркоконтроля в рабочее время и даже в кабинетах на Лубянке. О том, сколько это стоило, создатели фильма предпочитают не распространяться. Но можно уверенно говорить: в сравнении с мировыми расценками - недорого.

Есть еще и зарплатный вопрос, т.е. гонорары актеров. Например, все тот же источник со съемочной площадки « Мужского сезона» утверждает, что главный герой Алексей Кравченко получает 50 тысяч у.е. в неделю, а работать ему по контракту восемь недель. И как сказал агент Олега Тактарова, они прилетели в Москву на съемки «Мужского сезона» за 80 тысяч у.е. в неделю, плюс полный пансион вместе с семьей.

Виктор БЕЛОПОЛЬСКИЙ, Compromat.Ru