Самое интересное
Номер от 15 июля 2004 г.

Камуфляж для милостыни
В ПЕРЕХОДАХ и на станциях метро, в электричках пригородных поездов и в супермаркетах мы все чаще наталкиваемся на безногих и безруких калек в военной форме. Бывшие десантники в инвалидных колясках, пропахавшие Афганистан и Чечню вдоль и поперек, теперь используют свой синий берет иначе: для сбора пожертвований на пропитание и лечение. Правда, работники МВД говорят, что ни один из этих «героев» никогда не был на войне, а увечья они получают, как правило, в пьяных драках и бандитских разборках.

Фальшивый защитник Родины

Больше всего калеки любят почему-то подземный транспорт. «Люди здесь щедрее и богаче, - поясняет Олег, лишившийся, по его словам, ног на границе с Чечней. - В электричках и на вокзалах никто копейки не даст - удавятся». Олег и его подруга Оля ездят по Красносельской линии уже третий год. Он сидит в инвалидной коляске, держа в руках ксерокопию военного билета и свидетельства об инвалидности, Оля с каменным лицом толкает коляску по вагону. В часы пик приходится продираться через толпу людей, отдавливая ноги и пачкая полы длинной верхней одежды.

Пассажиры бывают недовольны, но сказать это вслух стесняются: все-таки защитник Родины с преданной ему девушкой. Иногда Оля, как будто нарочно, толкает кого-то из неповоротливых пассажиров и поспешно бормочет: «Простите, ради Христа, тяжело очень»... Как не подать после этого страдальцам?

- Я потому хожу такая сердитая, что коляска эта, блин, тяжелая и неудобная, а народ - все жлобы, - признается Оля после моего «пожертвования» в 50 рублей. - Ты журналистка, что ли? Вот-вот, напиши, как тяжело живется защитникам Родины на гражданке.

Старший инспектор общественной безопасности на Московском метрополитене Татьяна Кузьмина рассказывает, что знает эту «сладкую парочку» уже не первый год. Олег - с Украины, Оля - из Монино, отношения у них сугубо деловые. Олег дважды судим за воровство и разбой, по пьяной лавочке выпал из окна и лишился ног, в Россию прибыл на заработки. «Нужные люди» выдали ему форму, обеспечили «крышей» и пустили по вагонам. У Ольги в Монино трое детей от разных мужчин, она пьет и редко бывает дома. Не раз ее пытались лишить родительских прав, но ей удавалось доказать свою любовь к детям.

Как мать-одиночка, она имеет неплохое денежное пособие на детей, которое благополучно пропивает. Никакого отношения к горячим точкам подельники не имеют. Их не раз задерживали и штрафовали, но вскоре они опять выходили на «работу».

Уместна ли щедрость

- Только за прошедший год в метро мы задержали более восьми тысяч фальшивых инвалидов войны, - говорит Кузьмина. - У всех оказались поддельные документы, почти половина проживает в Москве без регистрации, нелегально. Столица для них - халявная кормушка, где еще много сердобольных людей.

- Как же это, сынок, тебя угораздило? - чуть не плача, старушка остановилась возле каталки в переходе под Ярославским вокзалом.

«Боец» с измученным от непосильного употребления алкоголя лицом смотрел на бабку невидящим взглядом. Та вытаскивала из сумки пирожки, яблоки, совала в берет «солдатику». Она не видела, что стоило ей чуть отойти, как «миротворец» бросил угощение прямо на грязный пол. Через пять минут его навестили «хозяева», забрали выручку. За день такого нищенства набегает около 500 рублей. Самому калеке достается меньше половины. А вот «крыша» живет неплохо: помножьте количество таких безруких и безногих - а их в Москве не менее десяти тысяч - на выручку, и получится цифра с шестью нулями. И так - каждый день.

- Вроде бы, нет ничего плохого в том, что вы подаете просящему милостыню, - считает настоятель храма Святителя Владимира иерей Сергий. - Однако важно, чтобы не было самообмана, иллюзии. Например, если вы подаете человеку в черной рясе, который стоит в метро и собирает деньги якобы на восстановление храма, то знайте: этот человек не имеет никакого отношения к Православной церкви. Священным Синодом процедура сбора пожертвований на церковные нужды в общественных местах запрещена. Так же и с ряжеными инвалидами войн. У всех этих просителей есть «хозяева», куда более близкие к уголовному миру, чем к христианскому. Поэтому стоит подумать: уместна ли ваша щедрость или она принесет больше вреда, чем пользы.

Наталия ЛЕСКОВА, www.vm.ru