Самое интересное
Номер от 9 июня 2004 г.

Цена чемпиона
Россия переживает бум спроса на спортивные услуги. Школы тенниса, фигурного катания, гимнастики, а также модные сегодня лыжные секции переполнены. Сотни тысяч пап и мам приводят сюда детей для того, чтобы со временем перед малышами открылись горизонты большого спорта. Одни говорят, что просто хотят видеть детей физически крепкими и здоровыми, другие гораздо честнее: они не скрывают, что сознательно лепят из ребенка звезду в расчете на будущие гонорары.

Можно предположить, что после выхода в финал турнира «Ролан Гаррос» Анастасии Мыскиной и Елены Дементьевой и победы Анастасии этот бум еще усилится.

Полный «аут»

Курникова с ракеткой, Курникова в декольте, Курникова с Энрике Иглесиасом - все стены детской комнаты Маши Кужельковой, которая каждый день по шесть часов занимается теннисом в Олимпийской деревне, обклеены плакатами ее кумира. Ей только девять лет, но она уже умоляет маму, чтобы та разрешила ей выкрасить волосы в белый цвет. «Хочу быть такой, как Аня, красивой и богатой, чтобы вилла на океане была», - Маша морщит лоб и по-детски хлопает уже совсем взрослыми глазами. «А чем наша хуже этой?.. - мама девочки презрительно косится на один из постеров на стене. - Сейчас в мире мода на наших теннисисток. Наша девочка еще не родилась, но мы с отцом уже знали, что она у нас займется теннисом».

Tеннисный бум, начавшийся в России несколько лет назад, продолжает затягивать на корты все новых и новых мальчишек и девчонок, а также их родителей. Пример Маши Кужельковой достаточно типичен. Сегодня в спортивных школах Москвы по теннису - аншлаг. И это в первую очередь касается девочек: дает о себе знать прорыв нашей женской сборной по теннису на лидирующие позиции в мировом рейтинге. Юные теннисистки хотят быть талантливыми, как Елена Дементьева, и красивыми, как Аня Курникова. «Образ Ани повлиял сегодня даже на диету начинающих спортсменок, - говорит частный тренер Илья Касимов. - Сегодня практически никто не пользуется пищевыми добавками, которые помогают нарастить мышечную массу. В теннисных кругах считается, что главная привлекательность Ани Курниковой, помимо милой мордашки, то, что ее не «перекачали».

Увлечение теннисом - занятие недешевое. На плечи родителей ложится уйма финансовых затрат: начиная от формы и ракетки, заканчивая оплатой поездок на зарубежные турниры. Поначалу ребенок занимается в группе или с личным тренером - и это еще не так сильно бьет по кошельку, но когда лет в 14 ребенок начинает выступать, приходится раскошеливаться по полной. Дорогие перелеты, гостиницы. «В конечном итоге подготовка профессионала, способного выступать на турнирах с призовым фондом, составляет 300-400 тысяч долларов», - называет сумму Богородецкий. Сами родители считают, что лепка чемпиона может обойтись «малой кровью» - 5 тыс. долларов в месяц.

Неудивительно, что после таких капиталовложений родители хотят видеть результат. Но многие просто перегибают палку, и каждый правильный мяч своего малыша ассоциируют с хрустом банковских купюр. Ради победы такие родители идут на все. Страсти накаляются на детских турнирах, куда арбитров не приглашают - таков регламент. Так что юные игроки и их родители сами отслеживают ситуацию на своей половине корта. И бывает так, что детские матчи часто останавливают из-за разборок родителей. Мамы обычно соревнуются в «красноречии». А вот отцы семейства дерутся прямо на корте. «Аут!» - начинает один. «Чего? Да ты глаза протри! Совсем ослеп! Я тебе покажу - аут!» После матча «получают» и сами юные игроки. «Ну когда ты соображать-то научишься! Крикнул бы «аут», кто проверит-то...» Заплаканный малыш впитывает этот урок и в следующий раз обязательно крикнет «аут», когда мячик соперника попадет в линию.

«Карьеру в теннисе можно делать разными путями, - убежден президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. - Не только дорогим, но и вполне доступным - на общих основаниях, через федерацию. Если у вас нет денег, но вы хотите вырастить из ребенка профессионального игрока, вы можете отдать его в спортивную школу, чтобы он участвовал в детских турнирах внутри страны и набирал очки с целью попасть в юношескую национальную сборную. Но этот путь только для талантливых и упорных. Здесь не будет мам, вытирающих сопли и устраняющих конкурентов, а будет настоящая спортивная борьба».

Первые ракетки и чокнутые предки

Если из юного теннисиста выходит толк, теннис становится крайне прибыльным занятием. Лучшие в этом виде спорта зарабатывают миллионы долларов. Может быть, поэтому скандалы, связанные с родителями, случаются со звездами тенниса так часто.

«Сумасшедший папаша». Именно так окрестила пресса хмурого бородатого серба с типичной внешностью непримиримого партизана. Это Дамир Докич, отец Елены Докич, югославской теннисистки, пару лет назад входившей в десятку лучших в мире, а сейчас обретающейся на 19-й позиции в рейтинге. До недавнего времени за неукротимый, свирепый нрав его ненавидели все без исключения вращающиеся в теннисе люди.

Стоит отметить, что Елена как могла защищала своего папашу от нападок, объясняя его поведение излишней горячностью и, возможно, обидой на западный мир за бомбардировки Югославии в 1999 году. Но последней каплей ее терпения стало интервью, в котором Дамир обозвал бойфренда дочери, бразильского автогонщика Энрике Бернольди, «идиотом» и «пустым местом». После этого Елена навсегда покинула родительский дом, заявив, что больше никогда не хочет видеть своего отца. Дамир ответил дочери теми же словами.

У Дамира Докича есть достойные конкуренты. Больше других прославился отец француженки Мари Пьерс - Джим Пьерс. Поведению Джима во время матчей с участием дочери трудно подобрать характеристики - крики «Мари, убей эту суку» были самыми мягкими из тех, которыми он осыпал ее соперниц. В 1993 году Пьерс разорвала все отношения с отцом, а WTA пожизненно запретила ему посещать матчи под эгидой профессионального тура (первый подобный прецедент в истории этой организации). Тем не менее Пьерс-старший не успокоился: в том же году он был арестован за драку с телохранителем дочери. «Мари - это прекрасно оттюнингованный спортивный автомобиль. Самый настоящий «Феррари», который построил лично я. Почему же у меня нет права иметь от него ключи?» - такой риторической фразой прокомментировал Джим свое поведение.

Американец итальянского происхождения Стефано Каприати, видимо, тоже любитель крылатых выражений. «В нашей стране говорят: если яблоко созрело, его надо есть. Дженнифер созрела», - сказал он и заключил для своей дочери кучу рекламных контрактов, благодаря которым она стала миллионершей еще до своего дебюта в профессиональных турнирах. Это событие произошло, когда Дженнифер Каприати было 13 лет. Ее отец слишком сильно желал немедленной денежной отдачи, поэтому замучил дочь так, что через несколько лет она бросила играть в теннис и увлеклась наркотиками. К счастью, у нее хватило сил вернуться на корт и вновь выступать на высшем уровне.

22-летняя хорватская теннисистка Мирьяна Лючич обретается нынче в конце четвертой сотни мирового рейтинга. Хотя восемь лет назад ее считали верным кандидатом на звание лучшей теннисистки планеты. В 1996 году Мирьяна выиграла два юниорских турнира «Большого шлема». Кроме нее в 14 лет такие результаты показывали лишь две теннисистки в истории: вышеупомянутая Каприати и швейцарка Мартина Хингис. Причины того, что Лючич не оправдала возлагавшихся на нее надежд, конечно, не ограничиваются наличием «трудного отца». Но то, что Маринко Лючич перевернул дочери всю жизнь, точно. В 1998 году, спасаясь от постоянных экзекуций, которые устраивал ей предок, Мирьяна была вынуждена бежать из Хорватии в США, к знакомым. «Вы даже не можете себе представить, как он меня бил, - рассказывала Лючич в одном из интервью. - Иногда за проигранный матч. Иногда за проигранный сет». К сожалению для многочисленных в то время поклонников хорватской теннисистки, именно после переезда в Америку ее карьера пошла на спад, а сейчас, похоже, почти закончилась. По крайней мере, есть сведения, что Лючич готовится... к поступлению в консерваторию...

«Новые Известия»