Самое интересное
Номер от 17 мая 2004 г.

Дело Аяцкова не в «Кейсе»
Областная прокуратура возбудила уголовное дело по фактам коррупции в отношении губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Официальным предлогом явилось дело об уплате таможенных платежей за иностранные комбайны «Кейс». Однако прокуратура не скрывает своего намерения доказать причастность губернатора, по крайней мере, к шести коррупционным эпизодам и посадить за решетку. И намекает на то, что расследование коррупционной деятельности губернатора одобрено центром.

Дело о комбайнах «Кейс», очевидно, используется только «для затравки», поскольку оно уже хорошо «раскручено». Суть его состоит в том, что ГУ «Областная продовольственная корпорация» закупила партию американских комбайнов, а уже через год они оказались в одной из коммерческих фирм. Тем не менее, таможенные платежи за эти машины были осуществлены областным бюджетом. Суд признал факт бюджетных нарушений в такой процедуре, но вице-губернатор Сергей Шувалов, подписывавший документы, в свое время сумел доказать свою невиновность. Тем не менее, сам факт нарушения доказан, и осталось лишь найти виновного.

Областной прокурор Анатолий Бондар на пресс-конференции заявил, что уголовное дело против губернатора явилось результатом «плановых мероприятий» и осуществляется в соответствии с указаниями президента Владимира Путина по усилению борьбы с коррупцией на региональном уровне. Еще в конце прошлого года был выработан совместный план действий УФСБ, ГУВД и прокуратуры в этом направлении, и теперь началась его реализация.

По сведениям наших коллег из Саратовской государственной телевизионной и радиовещательной корпорации, прокурор собирается расследовать причастность губернатора к еще нескольким делам. В частности, пропажу 4 миллионов рублей, выделенных на противопаводковые мероприятия в городе Аткарске; дело о личном самолете губернатора, на который, по некоторым сведениям, только в этом году израсходовано 7 миллионов рублей на личные поездки; предоставление льготного режима деятельности областной потребкооперации, которую возглавляет родной брат губернатора; приватизацию госимущества близкими родственниками Аяцкова, а также списание бюджетных средств ГУПами и МУПами, в руководстве которых есть областные чиновники и опять же родственники губернатора.

Кстати, Саратовская область заметна тем, что родственники руководителя занимают много ведущих постов. Помимо брата, руководящего облпотребкооперацией, зять губернатора возглавляет «Саратовэнерго», а сын - весьма заметную должность в областном дорожном фонде.

О том, что в области намечается действительно нешуточная операция «чистые руки», свидетельствует сразу несколько фактов. Как сообщил источник Страны.Ru в Саратове, перед тем как ОМОН появился в областной администрации, все руководители силовых структур были недоступны даже по сотовым телефонам и находились вне города. Из чего местные обозреватели делают вывод, что те были в курсе происходящего, но не хотели брать на себя ответственность. А прямо накануне операции прокурор Анатолий Бондар был на приеме у Генерального прокурора Владимира Устинова в Москве. Из областной администрации вывезли две машины документов - явно многовато для дела о «Кейсах».

Скорее всего, уже в ближайшее время обвинения будут предъявлены и ряду высших чиновников области.

В прессе уже появились комментарии о том, что все эти события являются отражением того факта, что федеральное руководство не хочет переизбрания Аяцкова на пост губернатора в апреле 2005 года, на который будет претендовать вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, более любезный сердцам представителей центральной власти. Действительно, саратовский губернатор - весьма яркая личность на политическом небосводе страны, и не всегда его действия удобны для федерального центра. Взять хотя бы недавний скандал с возвращением Московской области раритетного немецкого танка «Тигр», который Саратовская область никак не хотела отдавать владельцам. Подмосковный губернатор Борис Громов умудрился в нем «не засветиться», чего не скажешь об Аяцкове. Можно вспомнить и инициативу по легализации публичных домов, и продажу земель в частные руки, где саратовский губернатор оказался, что называется, «впереди паровоза». Однако все это даже в сумме - слишком слабая аргументация для того, чтобы Москва занялась Аяцковым.

Видимо, действительно в стране борьба с коррупцией перешла с федерального уровня на региональный, и ее первыми жертвами падут руководители тех областей, в которых эта проблема стоит наиболее остро. Пока же Дмитрий Аяцков отвергает все обвинения, заявляя, что это заказ областной прокуратуры, и собирается обращаться в суд.

Strana.Ru