Самое интересное
Номер от 27 апреля 2004 г.

Отдать врагу?
Ну кто из нормальных людей в силах отказаться от ужина?! Хотя попытки делаются. В основном в преддверии лета. Хочется прилично выглядеть на пляже. Это, с одной стороны. А с другой - стоит ли так себя истязать? Да, все знают, что есть после семи вечера вредно, - и все едят. Слаб человек...

В прежние времена, например в XVIII веке, ужинали в России часов в девять-десять. А еще, как пишет Похлебкин, был паужин - в одиннадцать часов. От этого паужина сейчас остался вечерний кефир в санаториях. В доме творчества художников «Сенеж» на ночь оставляли поддоны с сухариками. Ими вечно голодные творцы хрустели, закусывая водку. Какие же они вкусные, эти сухарики, особенно черные!

Впрочем, ужину, в его российском понимании, надлежит состоять отнюдь не из сухариков.

Отношение к плотной, жирной пище на протяжении веков менялось. Сейчас масса народу ограничивает себя, например, в мясе, вплоть до полного отказа от него. Я знаком с одной дамой, которая не только сама не ест ничего мясного, но даже (представьте!) сделала вегетарианкой собаку. Несчастное животное вынуждено питаться капустой-морковкой. Но мы, в отличие от страдающей псины, вполне самостоятельны в выборе продуктов. Вообще, сложно сказать, влияет ли ужин на здоровье. Один все делает по правилам и все равно болеет. А другой питается чем бог пошлет и здоров как бык.

Весьма любопытным было вечернее меню моей бабушки. На большом куске сливочного масла обжаривались оставшиеся от обеда макароны (раньше они были с палец толщиной, серого цвета). Потом туда нарезались помидоры, все это заливалось двумя яйцами и снова обжаривалось. Сковородка ставилась на подставку - и на стол. Рядом открытая баночка со шпротами. Большая чашка крепкого кофе с каплей молока. За ужином бабушка всегда читала Агату Кристи в подлиннике. При этом голова у бабушки была крепко стянута чулком. Теория была такая: на ночь следует наедаться, тогда организм «бросает» всю кровь к желудку для переваривания пищи, а мозг в это время отдыхает. Вполне логичная теория, не хуже других. Прожила моя бабушка 94 года. А отец ужинает ста граммами виски, вареной колбасой, сыром и овощами. Еще съедает какой-нибудь фрукт и йогурт. В мае ему будет 88.

В общем, у каждого человека свои привычки, а у каждой страны - свои обычаи. Во Франции поздний, практически ночной, ужин может состоять из одного лукового супа. А в Швеции на ужин едят что-нибудь мясное.

Один мой товарищ по имени Бьерн поведал мне о таком рецепте традиционного шведского вечернего блюда. Берем два сорта мяса (говядина и свинина), обязательно немного копченого бекона, сосиски одного-двух видов (лучше острые, например венгерские). Мясо режем, как для гуляша, и обжариваем. Сосиски кромсаются на «монетки». Так же режем морковь. Еще нужны репчатый лук, лучше шалот, перец, соль. Можно добавить шампиньоны. В кастрюлю с толстым дном следует вылить две бутылки темного пива («это база», говорит Бьерн), опустить туда все вышеперечисленное и тушить. Если мясо мягкое (вырезка), то его можно положить чуть позже. Затем добавляем соус. У нас сейчас в любом магазине полно всяких соусов. В процессе тушения мясо тыкают ножиком для проверки готовности. Минут за пять до этой самой готовности можно добавить чуть-чуть сливок. В качестве гарнира - рис или картофель. Едят это блюдо из глубоких тарелок, но вилками. А чем запивают? Наверное, красным вином, как во всей Европе. Но Бьерн, знаю точно, предпочитает виски с колой.

Недавно я пошел на поводу у жены и стал на ночь есть мелко нарезанные огурцы с укропом и кинзой, залитые однопроцентным кефиром. Это вкусно, спору нет, но есть все равно хочется ужасно. А ведь есть такая поговорка: «Не ложись голодным - цыган приснится». Не знаю только, хорошо это или плохо?

Сергей ЦИГАЛЬ, «Еженедельный журнал»