Самое интересное
Номер от 3 марта 2004 г.

Демоны прилавка
Замечали ли вы, что часто закупаете целые чемоданы новеньких вещей? Однако половина приобретенных вещей так и остается неиспользованной, что вызывает недоумение близких: к чему было тратить деньги?

Такие случаи специалисты часто называют новой формой социального невроза - стремлением делать бессмысленные покупки. Они называют это навязчивым шопингом. Есть угроза, что количество шопингоманов с каждым годом будет только расти.

«Отдайся шопингу!»

Подобные призывы окружают нас на каждом шагу. Трудно удержаться от соблазна, когда попадаешь в изобилие товаров, где все сверкает и манит красочными упаковками, где играет приятная музыка, а обслуживающий персонал чуть ли не в ноги тебе кланяется.

Да, по другую сторону баррикад в этой «экономической войне» явно не дураки. Владельцы супермаркетов хорошо знают, как расположить секции своего магазина и товары на полках, чтобы увеличить объемы продаж, заставив каждого клиента раскошелиться на несколько большую сумму, чем он изначально рассчитывал.

Искусство «впаривать» родилось не вчера. Что-то подобное описывал в конце ХIХ века Эмиль Золя в романе «Дамское счастье». Главная героиня разорила своего мужа походами в женский магазин. В тексте можно найти подтверждение того, что вещи в магазине были развешены и разложены весьма искусно: покупая что-то, дамы непременно прихватывали сопутствующие товары и просто безделушки.

В принципе, каждый из нас может присмотреться к своим знакомым или близким с целью определить, не является ли кто-то из них потенциальным (или уже состоявшимся) шопингоманом. Скажем, ваша жена заявляет, что намерена потратить в магазине 200 рублей и принести сдачу с тысячной купюры. А в итоге тратит всю тысячу. Требовать разумного объяснения расточительности бесполезно - все закончится слезами или скандалом. Но искать объяснение можно и даже нужно.

Эхо дефицита

Как отмечают психологи, из общего числа страдающих навязчивым шопингом 80% - женщины. То есть их в четыре раза больше, чем мужчин! Возможно, корни явления лежат очень глубоко, в генетических особенностях женской психологии, в мощных архетипах, возникших в древности. В те времена, когда мужчины гонялись за мамонтами, представительницам слабого пола отводилась роль собирательниц. Раньше они бродили по лесам в поисках грибов и ягод, теперь убивают время в супермаркетах. В отличие от мужчин, женщины часто обращают внимание на мелкие детали. Порой они даже не могут объяснить, почему купили тот или иной товар: «Просто понравилось». Страстью к ненужным покупкам в первую очередь одержимы люди среднего и старшего поколения. Они задним числом компенсируют тот дефицит товаров, который наблюдался в советские времена. Тотальный покупательский психоз сформировал у многих потребительскую психологию, установку на покупку всего и вся.

Ажиотажный закупочный синдром, когда люди несли домой продуктовые наборы или добытую в очереди колбасу, еще гнездится в подкорке. За рубежом навязчивый шопинг тоже наблюдается, особенно в мегаполисах, где ассортимент богаче и реклама изощренней. Но в развитых странах это не носит массового характера. Пресловутый вещизм, приписываемый американцам, проистекает, скорее, из высокого уровня жизни: они могут позволить себе покупать лишнее. А навязчивый шопинг как форма невроза - это удел жителей тех стран и городов, куда рыночное изобилие пришло сравнительно недавно. И проблема в том, что некоторые шопингоманы тратят на ненужные покупки последние деньги, нанося семейному бюджету серьезный урон. Да и вопреки расхожему мнению, это не обязательно люди богатые.

Сродни азарту

Навязчивый шопинг нельзя назвать патологией личности. Это увлечение сродни азарту, зацикленности на игре. Поэтому правильнее его считать неврозом навязчивого состояния. А невроз требует коррекции методами психотерапии. Американский психолог Роберт Тайер утверждает: пробежка по магазинам - лучший способ избавиться от беспокойных мыслей и совладать с депрессией. Дескать, в этом отношении шопинг гораздо эффективнее секса или алкоголя. И предлагает его как средство от городского стресса. Странные они, янки. Вместо того чтобы искоренять причину проблемы, преподносят ее следствие как панацею. Впрочем, американцы - люди богатые. И деньги считать умеют: вряд ли они оставят в супермаркете последний доллар. Иное дело мы, с нашей-то невоздержанностью. Так что, дорогие шопингоманы, лучше бегайте по утрам вокруг дома. От стресса тоже помогает, зато деньги останутся в сохранности.

Proua.Com

//