Самое интересное
Номер от 19 февраля 2004 г.

Крыша - вся насквозь гнилая
Вот - анекдот. «Встречаются как-то американец и русский. Политики. Встречаются в Америке. В столице Вашингтоне. Американец русского приглашает домой. Роскошный дом, сад, вид на Потомак.

- Как же ты хорошо живешь, - делает комплимент русский гость, - откуда деньги-то? - А вон, видишь - мост через Потомак? - Ну. - Так вот, бюджет там был 75 миллионов, я себе взял 5%, на них и дом построил, и сад разбил.

Приезжают в Москву. У русского - полный пентхауз, как говорится. Американец как разинул рот от удивления роскошью, так и не закрывал. «Откуда ж, - спрашивает, - такая безумная роскошь, я такую и в Америке едва ли видел?» - «А вон, видишь, там вдалеке, в дымке туманной мост через Москву-реку?» - «Нет, - говорит заморский гость, - никакого моста там я не вижу». - «Так вот, у него бюджет был 100 миллионов, и все пошло мне».

Обрушение новехоньких домов и прочих сооружений - это обычно новости, приходящие из стран типа Египта или Турции. Конец у этих новостей, сколько им ни виться, как правило, один: обнаруживается, что во время строительства было своровано немерено денег, а песку в цемент-бетон было намешано столько, что дом стоять долго никак не может, а должен непременно упасть от дуновения ветра.

Собственно, примерно то же самое в свое время происходило в нынче развитых Штатах, когда все мало-мальски примечательные подряды на строительные работы держала мафия, перемешанная отношениями финансово-взятко-коррупционного промискуитета с муниципальными чиновниками вплоть до полной неразличимости, - так что, где кончается мафия и начинается собственно муниципалитет или мэрия, было уже непонятно.

Нынче все главные московские начальники станут, вот увидите, как попугаи твердить, что аквапарк «Трансвааль» рухнул то ли сам по себе - от снега, то ли от вредного воздействия влажных людских испарений (вот Шанцев уже сгоряча прямо на развалинах сказал, что к строителям претензий нет). Лишь в крайнем случае найдут стрелочника в виде турецкого прораба или даже целой строительной турецкой фирмы. В самом крайнем случае - число стрелочников будет расширено до отдельных архитекторов, поставивших подписи под проектами, или отдельных поставщиков металлических конструкций. В любом случае, будут обвинения лишь в адрес отдельных, конкретных индивидуумов, однако вряд ли следствие дойдет до столь масштабных обобщений и экстраполяций, чтобы констатировать: нынешний строительный бум в Москве - это бум не только строительный. А еще и взяткодательный. Это бум коррупции, при которой крушения крыш, подобные тому, что произошло в субботу, это не исключение, а вполне обыденные ИЗДЕРЖКИ СИСТЕМЫ. Такой же издержкой системы, в сущности, является насквозь коррумпированная милиция, за взятки дающая «законную» регистрацию в городе приезжим террористам, взрывающим потом метро и берущим в заложники целый мюзикл.

В результате страна несет людские потери от коррупции, бардака, полного, всеобщего, каждодневного и вызывающего небрежения всеми и всяческими правилами во всех без исключения областях жизни не только сопоставимые с потерями от чеченского террора или самой войны в Чечне, но многократно их превышающие. Притом небрежение правилами, ставшее уже, кажется, неотъемлемой чертой русского национального характера, как правило, носит корыстный характер: либо кто-то где-то берет деньги за то, чтобы не соблюдать правила, либо получает деньги за то, чтобы соблюдать правила, но этого не делает.

Это все то же - издержки системы.

В сущности, все городское хозяйство той же Москвы сегодня - это огромный «аквапарк» с очень мутной водой. Проекты - один масштабнее другого. Сотни и сотни миллионов (не рублей) уже зарыты в «Москву-Сити», но небоскребы проекта до сих пор что-то не сильно приподняты над уровнем нулевого цикла. Котлован там - ну очень большой. А посаженных за растраты и мздоимство - тот же ноль. Средняя стоимость нового жилья в столице уже перевалила за полторы «штуки». Иные западные столицы (где - и ипотека, и средняя зарплата не 200 баксов на рыло, стало быть - более платежеспособный спрос) обзавидуются. Именно в них, в этих полутора «штуках», «зарыты» и мутные схемы землеотвода (без доброго «лимона» налом кому надо под периметр жилого домика и не подходи), и взятки разным экспертизам, приемо-сдаточным комиссиям, архитектурному надзору, пожарным, санэпидемстанции, там же - стоимость (взяточная) лицензий на само строительство, за право работать именно на этом рынке и никаком другом, там же - процедура закрывания глаз на гастарбайтеров из солнечных республик, которые с трудом сделают вам в уме «дважды два», а качественно исполнить руками могут разве что рытье арыка от рассвета до забора. Да и то - под щелканье кнута. В той же раздутой цене - беспрецедентная зимняя активность строителей: трех-четырехкратное повышение «зимних» расценок кормит прорву сидящих в (точнее - на) очень теплых местах чиновников. В московских ценах на недвижимость и прочую - всякую! - деловую активность заложено такое количество всевозможных взяток, что их даже трудно систематизировать по направлениям. Все это, разумеется, не укрепляет качества строительства. При этом, разумеется, с турецкими фирмами, по вполне понятным причинам, куда легче «договариваться» о подрядах на распределение строительных подрядов по распределению субподрядов (и так далее), чем с какими-нибудь до занудства честными немцами.

В городском хозяйстве, на городских дорогах и глубоко под ними вряд ли можно найти такую норму или такое правило, которые нельзя было бы скорректировать в нужную сторону при должном - добром, бесконечно добром! - отношении к должным людям в нужной должности. Можно и с БТИ договориться на предмет снесения несущих стен, и кольцевую дорогу сузить на 20 сантиметров с каждой стороны. А откуда, к примеру, как вы полагаете, пробки на только что открытом Третьем транспортном кольце? А оттуда, что на нем практически нет так называемых «разгонных полос» - для плавного встраивания въезжающего на основную трассу транспорта с боков. Во всем мире на автострадах подобного уровня - есть, а у нас нужно ждать, пока появится дырка в потоке машин в основном правом ряду. Выходит - сэкономили. Или все же - с....и (в смысле - своровали)?

Впрочем, что Москва! Москва - это, скорее даже, «промежуточный вариант», относительно (очень относительно) честный, между двумя героями приведенного в самом начале анекдота. Тут «аквапарк» все же худо-бедно возвели, и он даже проработал полтора года. По нынешним временам - уже большое достижение. У одного моего знакомого в субботу вечером там малолетняя дочь как раз праздновала с другими детьми свой день рождения, они закончили очень довольные как раз за полчаса до того, как упала крыша. Успели попраздновать.

А в иных местах необъятной «осваивают» не менее крупные суммы без всякой материализации в стекле и бетоне. И «кольцевых дорог», даже зауженных, без разгонных полос, там вообще никаких не появляется.

Вообще, по нынешним временам, в России совершенно честно, без растрат, взяток, завышенных расценок и заниженных норм можно построить разве что только землянку, да и то если не привлекать никого из посторонних, а строить где-нибудь в совсем глухом лесу, где можно не опасаться вмешательства властей. Потому что как только появится кто-то от властей, то сразу выяснится, что они претендуют на то, чтобы выступить в роли «крышевателей» вашей личной землянки за приличную мзду. А как только вы их возьмете на роль «крышевателей» и заплатите запрашиваемую мзду, то вслед за этим непременно выяснится, что крыша у вашей жалкой и убогой землянки - насквозь гнилая. Просто гнилая. Вся и насквозь.

Георгий БОВТ, Gazeta.Ru

//