Самое интересное
Номер от 29 января 2004 г.

Первый сноп комом
После первых же заседаний стало ясно, что предсказания Юрия Лужкова сбылись: птица-Дума с ободранным левым крылом и оторванным правым не летает. А почему, собственно, она должна летать? Откуда эта уверенность, что строители вертикальной демократии намеревались в колбе ЦИК вырастить именно птицу, причем летающую, а не разгуливающую вразвалочку, как, например, курица? Зачем им птица? Им что, самолетов на Мальдивы не хватает?

Мне лично кажется, что задумка состояла в другом. Жила-была Дума, эдакая старая швейная машинка Зингера. Строчила себе законы для правового государства. Поначалу, в девяностых, пошитые ею сорочки были для исполнительной власти вроде смирительной рубашки. Но по мере усыхания парламентской оппозиции фасоны платьев становились все более свободными. А тут еще отдельные депутаты, прикрывшись от других ладошкой, стали на этой машинке немножко шить и для себя. Одни выкраивали на автостраховании, другие - на пенсионных фондах, третьи - на расфасовке бюджета, а самые умные - на всем сразу.

Механизму вертикальной демократии такая швейная машинка, с ее многочисленными колесиками, у каждого из которых свой крутящий момент, просто не нужна. Требуется нечто более надежное, а значит, простое. Вот почему из думской машинки по рецепту Адама Козлевича сделали простую колхозную сноповязалку. Под командованием молодцеватого спикера этот 450-сильный агрегат должен будет выгребать из Кремля и Белого дома залежавшиеся там поручения и указания, чтобы увязать их и вернуть обратно уже в форме законов на тарелочке с трехцветной каемочкой.

Скажете, что это невозможно? Очень даже возможно. В эпоху бесстыдства любую сказку можно сделать былью. Можно запросто отменять регистрацию неугодных кандидатов, выгонять наблюдателей с избирательных участков, захватывать все до единого парламентские комитеты, размножать почкованием вице-спикеров от партии власти, на черное говорить «белое»... Но никто еще не довел идею бесстыдства до такой вершины, как Владимир Жириновский, выдвинувший своего охранника кандидатом в президенты страны. Казалось бы, другие кандидаты, и прежде всего действующий президент, должны были бы обидеться на неуместный эпатаж. Но не тут-то было: оказавшись в стране слепых, они просто прикрыли один глаз, а другим смотрели формально-юридически. Зато теперь мы знаем, как выглядит надругательство над демократией в извращенной форме.

Да, формально-юридически все принятые медвежьим большинством решения являются законными актами нижней палаты парламента. Правда, эти думские «снопы» нарушают конституционные принципы политического и идеологического многообразия. И если следовать логике сноповязания дальше, то на очереди поправки в законы о партиях, о выборах и о СМИ, чтобы не оставлять подранков, а под корень извести всякую оппозицию и независимую прессу, которые только портят благостную картину славной победы.

Помню, в начале 80-х пришла ко мне на экзамен по конституционному праву студентка-заочница. Декан загодя предупредил, что она, конечно, не семи пядей во лбу, но поскольку депутат Верховного Совета СССР... Оказалось, декан ей сильно польстил, и мне пришлось бросать спасательный круг: «Расскажите, что вы лично делаете на сессии парламента». «Голосую. Ну еще хожу по магазинам, то да се». Я не стерпел и поставил «неуд». А кто поставит подобающую оценку тем высоким начальникам, что в духе «возрождения славных традиций прошлого» превращают законотворчество в гимнастику для правой руки?

Михаил ФЕДОТОВ, «Новые известия»

Автор - министр печати РФ в 1992-1993 гг., секретарь Союза журналистов России.