Самое интересное
Номер от 17 декабря 2003 г.

Пятьдесят лет мужских снов
Журналу «Playboy» стукнуло полвека

Без дел государственных

Если верить легендам, основатель журнала Хью Марстон Хефнер менял работы как перчатки: редактор студенческого журнала Иллинойского университета, менеджер по работе с персоналом, автор рекламных материалов, сотрудничал с одним из лучших изданий для мужчин - журналом «Эсквайр»...

Наиболее весомое предприятие Хефнера начиналось за кухонным столом в доме автора в Чикаго. Первый выпуск появился в продаже в декабре 1953 года, а обложку журнала украшала не самая лучшая фотография Мэрилин Монро. Этот номер разошелся тиражом в 50000 экземпляров. В первом номере редакция журнала изложила кредо: «Дела государственные не в нашей компетенции. Мы не претендуем на решение проблем мирового масштаба и не излагаем моральных истин. Если нам удастся заставить мужское население Америки лишний раз улыбнуться и отвлечься от забот атомной эпохи, нашу миссию можно считать выполненной».

По современным меркам первый номер отличался пуританством. На страницах содержались рекомендации о том, как готовить, одеваться и подавать себя в обществе. На черно-белых снимках позировали реальные американские девушки, а не гипотетические красавицы.

Кто-либо заявлявший, что покупает «Playboy» исключительно из-за статей, рисковал стать посмешищем, хотя в этом была значительная доля правды. В декабре 1962 года журнал предоставлял возможность интеллектуалам ознакомиться с творчеством Рея Бредбери, Ирвинга Шоу, Генри Миллера и многих других знаменитостей. Тогда фото обнаженных и полуодетых красоток занимали всего 10 из 159 страниц номера. Именно «Playboy» публиковал интервью с Сальвадором Дали, Ясиром Арафатом и Джимми Картером. Журнал считался барометром жизни американского общества...

Как это по-русски

До перестройки «Playboy» обладал в представлении советских граждан ярко выраженным «клубничным» вкусом. Поэтому за ним и охотились мужские особи 12-40 лет, как дети дошкольного возраста - за прибалтийскими клубничными жвачками.

Журнал обрастал мифами вплоть до 1995 года. Масла в огонь подлила фотосессия для «Плейбоя» первой советской «порнозвезды» Натальи Негоды. Положение использовал в 1995-м Владимир Жириновский - первый российский политик, давший интервью американскому изданию...

Для русского «Плейбоя» главное - угол зрения, а не мультяшные пропорции. Поэтому героинями обложек и разворотов становятся не профессиональные, насиликоненные модели, а певицы, киноактрисы, спортсменки. В свое время мир шоу-бизнеса всколыхнула фотосессия поп-группы «Лицей», превратившая заурядные тела ее участниц в объект вожделения эротоманов.

А вообще, я насчитал порядка 70 пикантных изображений - от постера до картинок со спичечную головку, в итоге занимающих не больше 20% площади журнала.

Все люксы

- Тираж первого российского «Плейбоя» составлял 60 тыс. экземпляров, - рассказывает его издатель Дина Ковешникова. - И бурно рос до финансового кризиса 1998 года. В лучший период тираж перевалил за планку 125 тыс. Только после 1999-го российская издательская индустрия и «Плейбой» смогли перевести дух. Сегодня журнал - одно из лидирующих изданий формата на российском рынке.

- Каковы основные отличия русской версии от «родной», американской?

- Соотношение текстовых и визуальных материалов с американским у нас примерно одинаковое. Различие в первую очередь в целевой аудитории. Наш читатель занимает на социальной лестнице более высокую ступень, нежели американский. Это мужчина от 25 до 40 лет с высоким уровнем покупательской способности - с доходом от 1500 до 5000 долларов в месяц. Если американец с такой зарплатой, в общем-то, заурядный человек, то у нас это динамичная, образованная, ориентированная на успех и узкая (относительно американской) прослойка населения. К тому же разницу легко проследить по рекламодателям. В российском журнале размещается целый ряд люкс-брендов, которые никогда не фигурировали на страницах американского издания. Общее у нас с прототипом - лишь концепция, которую мы четко блюдем.

- Насколько внутренняя цензура на обнаженку в российском издании отличается от таковой в американском журнале?

- Отличие заметно. Наши девушки сняты топлес: открыта грудь, но не доступен взгляду так называемый pubic hair (попросту говоря, половые органы. - «2000»). Тем самым мы, с одной стороны, добиваемся растущей популярности журнала, с другой - не шокируем рекламодателей, на которых довольно сильно ориентируемся.

- Не кажется ли вам, что, приобретя в респектабельности, «Плейбой» потерял в новаторстве, авангардности, духом которой наполнил журнал прославленный любитель экзотики Троицкий? Ведь именно из «Плейбоя» многие узнавали имена Пелевина и Сорокина.

- Думаю, это позитивная тенденция. Авангардные издания ориентированы на совсем узкую аудиторию. Мы - мейнстримовый журнал, рассчитанный на тех, кого интересует успех, кто желает получать от жизни удовольствие и считает себя гедонистом.

«2000»