Самое интересное
Номер от 26 ноября 2003 г.

Пора бы остров застолбить

Козырная карта

Козырной картой Украины в спорах о государственной принадлежности острова Тузла стала топографическая карта. Точнее - картографический документ, предоставленный Государственной службой геодезии, картографии и кадастра («Укргеодезкартография») министерству иностранных дел.

И В руках председателя службы Ивана Макаренко дежурная карта 1958 года, на которой со свойственной картографам каллиграфической аккуратностью зачеркнуты границы, проходящие близ западной части Тузлы, и нанесены новые - восточнее.

«На дежурных картах, - демонстрирует мне архивные материалы председатель службы Иван Макаренко, - отображаются наиболее важные изменения, касающиеся государственных и административно-территориальных границ, географических названий, рождения новых населенных пунктов и другие. Дежурство ведется по официальным источникам: к примеру, Верховная Рада принимает решение изменить границу между двумя областями, такой-то населенный пункт отнести к такой-то области. На основании описательной части картографы вносят в карту изменения, которые заверяются печатями двух соседних административных единиц. Такая практика ведется с советских времен. Разумеется, сохранились документы и по острову Тузла».

ван Дмитриевич демонстрирует копию Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1941 года, где черным по белому: «Перечислить остров Средняя Коса (Тузла) из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. Населенный пункт острова Тузла переподчинить в административно-хозяйственном отношении Керченскому городскому Совету депутатов трудящихся». Подпись - председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А. Бадаев.

Как известно, в 1954-м Крым переподчинили от РСФСР к Украине. Естественно, с островом Тузла, чему есть еще одно документальное подтверждение - директивное письмо начальника центрального Картгеофонда РСФСР начальнику отдела Госгеонадзора УВД Ставропольского края:

«Направляется вам копия указа 1941 года. Необходимо немедленно нанести на дежурные карты республиканскую границу РСФСР в соответствии с данным указом. Выслать выкопировки в фонд Союза».

И наконец, на формуляре дежурной карты по Крымской области 1958 года (масштаб - 1:100000) видно, как со свойственной картографам каллиграфической аккуратностью зачеркнуты границы, проходящие близ западной части Тузлы, и нанесены новые - восточнее. Ниже приписка: «исправлена республиканская граница РСФСР, смежная с УССР».

«На последующие издания, - говорит г-н Макаренко, - старая граница не наносилась».

«Это копии, - дополняет заместитель председателя службы Владимир Ткалич. - Такие же дежурные карты, конечно же, имеются у россиян, и непонятно, почему поднялся шум о территориальной принадлежности. Все документы подтверждают: Тузла - украинский остров. Однако выскажу любопытное наблюдение: проанализировав карты, которые издаются в России и доступны для широкого пользования, мы заметили, что в большинстве случаев граница возле Тузлы вообще не наносится».

Впрочем, в таком подходе российских картографов никакого криминала нет, в картах для населения (автомобилистов, туристов) допускаются подобные вольности. Но будь московские картографы пощепетильней, вероятно, меньше бы поступило в адрес Тузлы горячих безосновательных заявлений из России.

Вспоминается Даманский

На сегодняшний день процесс демаркации украинских границ (вынос их на местность) с государствами - бывшими республиками Союза - Россией, Беларусью, Молдовой - в начальной стадии (с западными странами демаркация проведена еще во времена Советского Союза, сегодня идет проверка, уточнение этих границ - редемаркация). 29 января этого года в районе пункта пропуска Мамалыга-Крыва, на самой северной части украинско-молдавской границы, был установлен первый пограничный знак.

Низкие темпы обусловлены как внешнеполитическими, так и внутригосударственными проблемами.

«Если в 1996 году на общегосударственные топографо-геодезические работы выделялось с государственного бюджета Украины 14 миллионов гривен при курсе доллара к гривне 1:2, - говорит заместитель председателя службы Борис Лепетюк, - то в этом предусмотрено 3 миллиона при курсе 1:5. В бюджете следующего года предусмотрено столько же. Ни в госбюджете прошлого, ни нынешнего года вообще не предусматривается выделение средств службе на демаркацию».

«Большинство украинских топографических карт - устаревшие, - продолжает г-н Лепетюк, - 10-летней и более давности. А государство без карт - все равно, что человек незрячий. Без них невозможно ни развитие экономики, ни планирование».

Чтобы вынести в натуру государственную границу и закрепить ее на местности пограничными столбами, необходимы и научные, и дипломатические согласования. В ряде случаев в молдавских и украинских картографических документах имелись противоречия, и отрадно, что тузлинских масштабов они не приобрели. Здесь можно вспомнить 30-летней давности конфликт между Советским Союзом и Китаем из-за острова Даманский. Он был вызван как раз тем, что по Даманскому таких четких, достоверных документов, как по Тузле, не было, и конфликт перерос в военный. Итак, пока линии границ не будут вынесены на местность, трения возможны и с Россией, и с Беларусью, и с Молдовой.

Предмет споров может смыть

Украинский и белорусский президенты подписали делимитационные документы, парламентами двух стран они не ратифицированы, ратификация задерживается из-за нерешенных вопросов внешнего долга Украины перед Беларусью. Президенты Украины и России подписали материалы о делимитации только по сухопутной части (ни ВР, ни Госдумой они еще не ратифицированы). Что касается водной, то украинская и российская стороны не приходят по этому поводу к единому мнению.

В украинском МИДе проходит очередной раунд переговоров по вопросам Тузлы на уровне государственных делегаций Украины и Российской Федерации во главе с заместителями министров иностранных дел. Среди прочих на переговорах поднимается и вопрос возобновления работ по делимитации водных участков границы. Пока предполагается создать совместные рабочие группы, которые будут заниматься подготовкой двусторонних соглашений по сотрудничеству в акваториях Азовского моря и Керченского пролива в сферах судоходства, рыболовства, исследований морского дна и экологии, суднопользования. Также достигнута договоренность о проведении совместной экологической экспертизы в Керченском проливе.

На острове уже работает полевая геодезическая группа «Укргеодезкартографии». Специалисты проводят наблюдения, выводы последуют после двух-трех месяцев.

«Однако негативные последствия строительства дамбы видны уже сегодня, - говорит г-н Ткалич.- В суженном участке водопрохождения увеличивается вынос взвешенных частиц с Азовского в Черное море, заиливается фарватер. Россияне высказываются, что, мол, Украина за прохождение кораблей берет слишком много. Но, насколько я знаю, все эти деньги идут на поддержание фарватера, обеспечение безопасности прохождения кораблей. Если заиливание увеличится, то, по расчетам Минтранса, возрастет и объем очистных работ, что вызовет удорожание прохода кораблей. Уже начался интенсивный размыв берегов, и если ничего не менять, то нельзя исключать, что в недалекой перспективе не останется и предмета споров».

«2000»