Самое интересное
Номер от 19 ноября 2003 г.

«Нужен сурьез»
Фильм зритель принял на ура. Комедия путешествовала по разным странам, повсюду - аншлаги.

И вдруг в «Правде» автор сценария Петр Лубенский наткнулся на критическую статью. Подобно г-ну Огурцову из «Карнавальной ночи», журналист уверял, что нашим людям «нужен сурьез».

- Тележурналисты решили обратиться к самой Румянцевой. Но она с легкостью открестилась от этой звездной роли. «Роль Людмилы Добрыйвечер - это моя ошибка», - заявила артистка. Через много лет она, правда, изменила свое мнение, сказав, что с большой теплотой вспоминает съемки...

«Обойдемся без поцелуев в диафрагму»

В 1959 году на Киевской киностудии им. Довженко снималась кинокомедия «Первый парень», одним из авторов сценария которой был Петр Лубенский. Он в то время жил в Лубнах и часто приезжал в Киев к режиссеру Сергею Параджанову. Автобус Лубны-Киев частенько останавливался для заправки горючим на скромненькой бензоколонке в райцентре Пирятин. К ней традиционно выстраивалась немыслимая очередь машин. И сценарист волей-неволей постоянно вынужден был созерцать одну и ту же картину: дальнобойщики после тяжелого рейса, не выспавшиеся, уставшие, нервничали, кричали, требовали... Пожилой заправщик в засаленной робе, небритый, с опухшим лицом еле переставлял ноги, что-то мыча в ответ. И тут Лубенскому пришла в голову мысль: а что если вместо этого несимпатичного субъекта бензозаправщицей будет очаровательная молодая девушка... Мог бы получиться отличный сюжет!

Петр Александрович сразу же выложил эту идею начальнику сценарного отдела, который дал добро. После долгих мытарств сценарий Лубенского наконец приняли: режиссером был утвержден молодой и перспективный выпускник ВГИКа Николай Литус. Он решил вместе с автором сценария поехать в Москву - проконсультироваться с Григорием Александровым.

- После поездки в Белокаменную папа был на большом подъеме, так как Александрову очень понравился сценарий, - рассказывает дочь Лубенского Анна Петровна. - Григорий Васильевич отметил, что бензоколонка предоставляет возможности для всяких дивертисментов. Ведь на заправку может приехать кто угодно: и джаз-оркестр, и интуристовский автобус, и передвижной зоопарк. Но маститый режиссер настаивал также на том, что, дескать, комедия без любви походит на постный суп. «Надо, чтобы ваша Людмила по уши влюбилась в какого-то молодого шофера или дорожного автоинспектора на мотоцикле. Нужно больше секса!» - воскликнул Александров. Но папа решил по-другому. «Обойдемся без поцелуев в диафрагму», - сказал он. И главная героиня получилась чистой, невинной девушкой.

«Понаставляли тут фитюлек!»

Первоначально Николай Литус предлагал роль заправщицы молоденькой эстонской актрисе Терье Луйк. Она была изумительно красивая и, как сейчас говорят, сексапильная. Но, к сожалению, не вписалась в комедию, так как воспринимала все комические сцены как насмешку в свой адрес, и с ней пришлось распрощаться. В картине образовался провал. Спас положение второй режиссер Алексей Мишурин. Перебрав все имена, Мишурин остановился на Надежде Румянцевой.

- Несмотря на эгоцентризм Румянцевой, избалованность славой, Мишурину удалось-таки уговорить ее сниматься в этой комедии, - продолжила Анна Петровна. - Папа рассказывал, что она была спокойной как удав, нервы по пустякам не тратила: в перерывах между дублями могла даже вздремнуть. И постоянно что-то жевала: то с бутербродом ее видели, то с сосисками - куда оно только влезало, ведь была маленькая, худенькая.

Не обошлось на съемках и без курьезов. Во время перерыва Надежда Румянцева в замусоленной одежде, резиновых сапогах и необъятном фартуке, в цветастой косыночке на голове стояла около бензоколонки и собиралась очистить апельсин. Вдруг к ней подлетает «Москвич», из кабины выскакивает блондинистый быстроглазый шофер и требует: «Деваха, давай быстренько заправь мою тачку - на свадьбу опаздываю!» Румянцева объяснила, что она не заправщица, а артистка. Водитель вспылил: «Какая артистка, к чертям собачьим? Понаставляли тут фитюлек, дайте жалобную книгу!» «В кино нужно ходить!» - обиделась Румянцева. Грубиян пригляделся, покраснел: «Ой, простите, обмишурился. Вы мировая актриса Надежда Румянцева. Дайте автограф». И протянул путевку. «За фитюльку ничего писать не буду, а за мировую актрису получите апельсин». «Вот спасибочко, - ответил шофер. - Есть не буду - засушу на память!» Кстати, эти слова вошли в фильм - их вложили в уста Славы Кошевого, водителя автобуса, только там было яблоко.

Больше всего проблем было с петухом, который по сценарию должен был восседать на бензоколонке и звонким голосом оповещать о начале нового дня. Режиссер вывесил объявление, что требуется петух для съемок. Что тут началось: все пирятинцы хотели помочь и тащили домашних петухов на бензоколонку. Но птицы в прямом смысле засыпали от испарений бензина и не то что кукарекать, ходить не могли. Не было другого выхода, как привезти птицу из киевского цирка. Но, очутившись в непривычной обстановке, «профи» ни в какую не желал работать будильником. Неожиданно один местный парень, с улыбкой наблюдавший муки творчества, предложил... напоить птицу самогонкой. Принесли бражку, налили в блюдце. Петух сперва недоверчиво посмотрел на бесцветную жидкость, затем пару раз клюнул. Через несколько минут Петя расслабился и начал кукарекать без умолку.

Даже знаменитые кинокритики не могут объяснить феномен многолетней живучести фильма. Сегодня видеокассеты с «Королевой бензоколонки» раскупаются, как горячие пирожки. Я вот недавно купила фильм для себя, а через полчаса пришла, чтобы купить еще одну кассету - для родителей, и не смогла этого сделать. «Что вы, ходовой товар!» - ответила продавщица.

Неля Щербашина «2000»