Самое интересное
Номер от 12 ноября 2003 г.

Не садись на радиоактивный пенек, не ешь светящийся грибок
На Украине «фонило» задолго до Чернобыля. «Фонит» и сейчас

Летоисчисление от начала эры радиоактивного загрязнения Европы, и Украины в частности, мы ведем с 26 апреля 1986 года. Это не совсем верно, полагает заведующий лабораторией радиоэкологии леса Полесского филиала Института лесного хозяйства (Житомир) кандидат биологических наук Александр ОРЛОВ. Эта эпоха началась с испытаниями ядерного оружия в атмосфере в сороковых годах прошлого столетия.

Следы уводят далеко

- Но каким образом радиоактивные выпадения с Новой Земли, семипалатинского ядерного полигона в СССР и китайского полигона Лобнор оказались здесь, в украинском Полесье? - интересуюсь у Александра Александровича.

- Если ядерный взрыв произведен в Северном полушарии, значит, и радионуклиды распространятся по всему Северному полушарию. Причем радиоактивные осадки будут выпадать еще в течение двух лет после взрыва. В 1986 году чернобыльский цезий в значительных количествах найден в вереске, растущем на пустошах Шотландии. Известны цезиевые пятна в Швеции, Польше, Южной Баварии, альпийских районах Италии, среднегорьях Франции. Чернобыльский след хорошо виден в Канаде. Из всех экосистем больше всего досталось лесам: они оказались естественными фильтрами для радиоактивных аэрозолей. По сравнению с открытыми ландшафтами плотность загрязнения лесов при прочих равных условиях выше на 30-40%.

- И как поступает радиация в организм человека?

- Для жителей Полесья характерен высокий процент внутреннего облучения в суммарной его дозе - в их меню значителен удельный вес даров леса. Мы изучали рацион питания жителей села Христиновка (это примерно 90 км от Чернобыля): вклад лесных продуктов в дозу внутреннего облучения составил от 70 до 90%.

Автографы радиации

Александр Александрович раскладывает передо мной фотографии: на черном фоне белесые призрачные отпечатки растений. Вот ветка брусники, вон - черника. Это папоротник: самое яркое свечение в области корневища. Диковато выглядят яркие отпечатки грибов - как следы инопланетной формы жизни. Что это?

- Это так называемые радиоавтографы. На рентгеновскую пластину в темноте кладут растение. А через некоторое время ее проявляют, и по плотности негатива можно судить об интенсивности излучения, которое испускает это растение. Видите, больше всего радионуклидов папоротник накапливает в корневищах. У брусники ярко «светятся» молодые побеги и стебель. А вот отпечатки белых грибов: сияют как сверхновые звезды!

- Эти «радиоавтографы» сделаны сразу после аварии на ЧАЭС?

- Я их и сейчас могу набрать десятками.

- Можно ли выстроить шкалу по степени убывания способности растений к накоплению цезия и стронция?

- Такая шкала существует. Среди сосудистых растений интенсивно накапливают цезий все виды папоротников (в народной медицине и в восточной кухне корневища и побеги папоротника-орляка очень популярны. - Авт.); все виды семейства брусничных: брусника, черника, голубика; клюква. Причем разница в способности к накоплению цезия брусникой и, например, земляникой составляет примерно один порядок. Очень серьезные накопители цезия - вереск и багульник (которые тоже используются как лекарственные травы. - Авт.). Они же лесные медоносы, так что дикий мед в наших местах вполне способен подарить вам свой «радиоавтограф».

Очень сильные накопители радионуклидов - грибы. Первое место по способности накапливать радиоцезий удерживают польский гриб, все виды моховиков, маслят, все виды груздей, в том числе волнушки, рыжики. К сильным накопителям относятся некоторые виды сыроежек, подберезовики и самые поздние грибы наших лесов - зеленушки...

- Таким образом, всем нам лучше отказаться от брусники, черники и грибов - того, чем питались наши предки-древляне?

- Если вы не в силах противостоять зову предков, то можно снизить риск. Тщательно промыв свежие грибы, можете отминусовать 10-15% содержавшегося в них цезия. Замочить их потом в слабом растворе поваренной соли - еще минус 30%. После этого проварить грибы в течение двух минут и слить отвар - отминусуйте еще 20% радионуклидов. Прокипятить грибы второй раз - радионуклидов в них станет меньше еще на 10%. Сухие грибы надо замочить в слабом рассоле, потом прокипятить, и от половины содержавшихся в них радионуклидов вы избавитесь. Однако если их содержание в вашем урожае исчисляется миллионами беккерелей (а такие грибы можно найти в лесу и сегодня), никакая обработка не поможет... В северных районах Житомирской, Киевской и Черниговской областей бытует убеждение, что грибной отвар помогает излечиться от похмелья. Не знаю, как насчет похмелья, но с отваром страждущий поглощает и радионуклиды.

Чем топим?

- Александр Александрович, радионуклиды из года в год перекочевывают из почвы в деревья. Но ведь даже в зараженной зоне полным ходом идут лесозаготовки!

- Древесина, как вы знаете, нарастает кольцами. Последние семнадцать колец (наросших после аварии на ЧАЭС) в загрязненных лесах имеют повышенное содержание радионуклидов. Но чем ближе к сердцевине ствола, тем меньше радиация. Причем разница - в десятки раз. Если сделать из этой древесины брус, то «грязная» часть дерева уйдет в отходы. Однако местные жители используют обрезки в качестве топлива. И зола в топках их печей не просто загрязнена радионуклидами - это фактически радиоактивные отходы! Радиоактивную золу выбрасывают в огород, удобряя почву не только калием, но и радиоцезием и радиостронцием...

- Летом, в сезон, в северных районах Житомирской, Киевской, Черниговской, Ровенской областей идет активная заготовка черники. Для многих жителей этого региона сбор черники становится на время главным источником доходов. Причем ягоды везут в Польшу, а оттуда они попадают в Германию. Зачем Европе чернобыльская черника?

- Насколько мне известно, предельный уровень содержания радионуклидов в ягодах оговаривается в контрактах. Нужна заграничному покупателю черника с уровнем радиации не более 250 беккерелей на килограмм - отвечающие этим требованиям ягоды через границу пропустят. Если в контракте оговорены иные показатели - пропустят с иными. Наши пробы черники, взятые в лесах севера Житомирской области, максимально содержали до 30 тысяч беккерелей цезия-137. То есть это уже не ягоды, а радиоактивные отходы.

Мало не бывает

Малая доза радиации - это тоже доза. Если несколько радиоактивных частиц, испущенных зараженным радиацией продуктом, поразят ваш генетический аппарат, вы, возможно, заболеете, а может, и нет. Но, по словам ведущего радиолога Украины академика Дмитрия Гродзинского, не бывает так: малая доза - маленький рак, большая доза - большой рак. Малые дозы могут вызвать мутации генов, которые передаются по наследству.

Авария на ЧАЭС и ядерные испытания, которые проводились до 1962 г., уже навсегда останутся в генетическом коде человека. И, возможно, сыграют немаловажную роль в дальнейшей судьбе этого биологического вида.

Виктор КОНЕВ «2000»