Самое интересное
Номер от 24 октября 2003 г.

Его поезд ушел?
За растрату и превышение должностных полномочий Николаю Аксененко грозит заключение на срок от трех до десяти лет. Его обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных статьей 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий») и статьей 160 («Присвоение или растрата в крупном размере»). В частности, посчитали в прокуратуре, возглавляемое Аксененко ведомство не доплатило в бюджет около 70 миллионов рублей.

TАК, в 2000 году почти 20 млн рублей, находившиеся на счетах этих фондов, не были учтены в доходной части федерального бюджета. «Общая сумма переплаты по зарплатам и премиям за 2000 год работникам центрального аппарата МПС, - написано в заключении, - расценивается Счетной палатой в 1342 тыс. рублей. На командировочные расходы, в том числе и за границу, было перерасходовано 15 635 тыс. рублей. Начальники управлений и отделов МПС летали за рубеж первым классом. Более 27 млн было истрачено на салон-вагоны и чартерные рейсы для руководства МПС. На содержание автомобилей центрального аппарата МПС было истрачено на 13 млн рублей больше, чем предполагалось бюджетом министерства. Чиновники МПС ездят в основном на иномарках (из 31 машины - 22 иномарки) и пользуются ими во время отпусков и командировок. На представительские расходы было истрачено на 11 млн больше, чем положено. Из валютной выручки российских железных дорог МПС незаконно истратило 356,8 тыс. долларов на командировки работников министерства, а также 50 тыс. долларов на возмещение сотрудникам расходов по аренде жилья. На командировки не состоящих в штате МПС лиц было истрачено 2146 долларов и 20 тыс. рублей».

Генпрокуратура досрочно завершила беспрецедентное расследование - до того, как обвиняемый полностью ознакомился с материалами следствия. Одновременно следователь позволил Николаю Аксененко вылететь на лечение за пределы России. Расследование дела бывшего вице-премьера завершено несколько ранее, чем это прогнозировалось причастными к расследованию, и до того, как обвиняемый и его адвокаты полностью ознакомились с материалами следствия, которых в деле насчитывается 296 томов.

Из источника, близкого к окружению бывшего главы МПС, удалось прояснить по крайней мере одну версию произошедшей именно теперь передачи уголовного дела в суд: Николай Аксененко тяжело болен. В начале октября его состояние стало резко ухудшаться. Единственная надежда - срочная операция в одной из западных клиник, однако покинуть пределы страны без разрешения следователя Аксененко не мог, так как находился под подпиской о невыезде. Защита обвиняемого обратилась к следователю (руководителем следственной группы, кстати, был Салават Каримов - следователь, который вел дела Якова Голдовского, Владимира Гусинского, а теперь - дела «ЮКОСа» и «оборотней») с ходатайством о разрешении временно выехать из страны. Просьба защиты рассматривалась несколько дней. Одновременно в одном из столичных аэропортов в состоянии полной готовности к вылету с 8 октября дежурил частный реактивный самолет. 9 октября представитель Генпрокуратуры удовлетворил ходатайство адвокатов в обмен на подписание протокола об отказе от дальнейшего ознакомления с делом. Разрешение покинуть Россию Николай Аксененко получил около 14.00. Через два часа его самолет взял курс на Запад. С момента передачи дела в суд для Генпрокуратуры оно официально и успешно завершено. А вернется ли Аксененко в Россию - это уже проблема суда.

Аксененко был не просто министром: он фактически владел последней промышленной империей советского образца, где властные и хозяйственные полномочия концентрировались в одних руках. Владения МПС простирались не только вдоль железнодорожных путей: министерство располагало заводами и телекоммуникациями, санаториями и поселками, Дворцами культуры и футбольной командой, являясь «государством в государстве».

Надо отдать должное: в отличие от остального государства в «государстве МПС» дела шли неплохо. Новые офисы соперничали блеском со стоящими около них машинами ведомственного автопарка, ведомственные детсады считались «блатными». Проблемы с «социалкой» уравновешивались возможностью включать расходы в устанавливаемые тарифы на перевозки. Оставалось даже на амбициозные проекты вроде моста на Сахалин.

В стране, где огромные расстояния делают железную дорогу основным и стратегическим видом транспорта, возможности главы железнодорожного ведомства, как экономические, так и политические, были побольше, чем у иного вице-премьера. Впрочем, вице-премьером Аксененко тоже был, и даже первым вице-премьером. Чуть не стал премьером: до сих пор не разгадана загадка двух депеш из правительства в Думу, озвученная ее спикером Геннадием Селезневым, в одной из которых премьером предлагался Николай Емельянович. Зато сумел премьера снять: если верить Сергею Степашину (его фамилия и была во второй депеше), публично «поблагодарившего» Аксененко за свое прощание с креслом председателя правительства. Став главой Счетной палаты (СП), Степашин сумел-таки подпортить кровь своему «благодетелю»: СП ставила в вину ведомству и неоправданные льготы, и тарифные скидки некоторым транспортным компаниям, и строительство Ледового дворца с уклонением от налогов, и многое другое. Министерство по антимонопольной политике, ссылаясь на отчеты СП, перестало быть сговорчивым при повышении тарифов, а затем и вовсе выступило за либерализацию отрасли.

Опала Аксененко вскоре после отставки Ельцина началась в лучших традициях бюрократии: ему предложили начать реформу отрасли - то есть разрушить базу собственной власти. Он предложил свой план реформы. С этого момента у власти появился формальный повод министра уволить - как не справившегося с поручением.

Сразу после возбуждения уголовного дела в октябре 2001 года с Аксененко взяли подписку о невыезде - она не снята до сих пор. Но еще несколько месяцев он продолжал занимать кресло руководителя МПС. В отставку Аксененко подал только в январе 2002 года. Причем сделал это сам, мотивируя тем, что «его присутствие в министерстве в сложившейся обстановке парализует работу отрасли».

Как будут развиваться события на суде, предугадать сложно. Вмененные бывшему министру статьи предусматривают санкции до десяти лет лишения свободы. Впрочем, Аксененко вряд ли придется провести в тюрьме хотя бы один день. Скорее уж судьи вспомнят прецедент, созданный в ходе процесса по делу другого бывшего министра - Валентина Ковалева, которого приговорили к девяти годам условного наказания.

По материалам газет «Известия» и «Газета»