Пенсионерская правда
Номер от 28 октября 2011 г.

Заслуженная Баба Яга советского кино
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье Франца де Милье, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Детство мальчика проходило, без преувеличения, в роскоши. Но отец умер рано, когда сыну не исполнилось и трех лет. Свободно говорил на немецком и французском языках.

Накануне 85-летнего юбилея Георгия Францевича пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу Ягу и подписал: «С любовью, Г.Ф. Милляр». Говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребятеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал старенький, но аккуратный и чистый костюм, надел любимый галстук-бабочку и сел ждать звонка. Но так и не дождался: то ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за актером никто не при-ехал и даже не посчитал нужным сообщить ему об отмене мероприятия…

Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1988).

Всего фильмов - 121, первый - 1938 г., последний - 1992 г.

Георгий Францевич Милляр умер летом 1993 года, немного не дотянув до 90-летия. Незадолго до смерти он написал стихотворение, в котором вновь озвучил заветную мечту о серьезной роли:

…А наверное, было бы здорово,

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти…

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

УБЕЖДАЯ режиссера дать ему эту роль, Георгий Милляр говорил: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю». Основа для Яги была вполне реальная. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Именно как Баба Яга и прославился актер, мечтавший сыграть Суворова.

Слава, правда, получилась специфическая. Ведь как вы яхту назовете... прославили же Милляра именно роли нечисти.

Также известен был Милляр своими высказываниями и стишками юмористическими. Вот, например, о Бабе Яге:

Испекла Баба Яга

Из дерьма - блин пирога.

Стал вопрос: с каким вином

Лучше есть пирог с дерьмом?

В 20-х годах прошлого века Георгий Милляр поступил в актерскую школу при Театре Революции. При росте 164 сантиметра он был изящен, подвижен и гибок – сказывались национальные черты отца, - обладал искрометным юмором и потрясающей мимикой. Окажись он в те годы во Франции, Луи де Фюнесу пришлось бы столкнуться с серьезной конкуренцией, учитывая явный комический дар Милляра. Но в Париж он не рвался, преследовал другую цель – попасть в кино. До священной дрожи хотелось сыграть Вольтера, Суворова и Цезаря, однако ироничная дама по имени Судьба уготовила Георгию Милляру роль… царя Гороха в первой сказке Александра Роу «По щучьему велению». Так зародилась дружба режиссера-сказочника с будущей легендарной Бабой Ягой.

Добрейшей души человек в жизни, на съемочной площадке Роу был настоящим деспотом: кричал на Милляра, махал палкой. А Георгий Францевич называл своего «мучителя» царем и богом. В итоге творческий альянс вылился в 16 фильмов для Роу и в 30 ролей для Милляра. В каждой киноленте он воплощал по два-три образа, «коронным номером» стала, конечно, Баба Яга.

Технологию грима тех времен не сравнишь с современной: зачастую, чтобы сделать лицо пострашнее, Милляра мучили по шесть часов, не единожды гримеры сжигали ему лицо перекисью водорода. А он безропотно сносил издержки профессии: в 30-градусный мороз целый день бегал в легких лохмотьях Бабы Яги или, наоборот, 25 раз подряд скатывался по желобу с печки в раскаленном от жары павильоне. Говорят, тогда Милляр обжег себе «пятую точку».

А вот играть Кащея Бессмертного актер ни в какую не хотел. «Не сумею», — твердил он Роу, но однажды сбрил волосы и брови и в таком виде заявился на киностудию. «Все понятно, Милляр готов играть», - догадались коллеги, поскольку Георгий Францевич частенько так делал, чтобы облегчить работу гримерам. Правда, образ Кащея Бессмертного - тот редкий случай, когда грим актеру почти не понадобился. Сказку снимали во время войны, Милляр во время эвакуации в Душанбе заразился малярией и превратился практически в живой скелет. «Весил 45 кг с ботинками, - шутил над собой актер. - Так что оператору было легко со мной работать».

Старик Похабыч

Высказывания актера собраны воедино в знаменитом «Алфавите Милляра», есть там и такое изречение: «Алкоголь – посредник, примиряющий человека с действительностью». Георгий Францевич мирился с жизненными реалиями часто и охотно. Нет-нет, не надирался вдрызг, но всегда был слегка подшофе. Причем предпочитал дешевенький портвейн «Кавказ» и тройной одеколон и спокойно шел на «грабительскую сделку» с осветителями: он им – бутылку дорогой водки или коньяка, они ему – копеечную «бормотуху».

За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу, объединивший усилия в борьбе за трезвость с мамой «Бабы Яги». «Вот смотри у меня! - угрожал он Милляру. - Все маме расскажу!» Чтобы обвести вокруг пальца блюстителя трезвости, «подопечному» приходилось идти на ухищрения. Один сюжет такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.

В подмосковную деревеньку, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка с продуктами и алкоголем. Роу категорически запретил продавать Милляру спиртное. Георгий Францевич не растерялся - на виду у всей съемочной группы он шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я иду за молочком…» Возвращался с наполненным бидоном молока, а через пять минут ходил уже пьяненький. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко…

За артистом водился еще один грешок – страсть к словесному хулиганству, за что он самокритично именовал себя «Стариком Похабычем». Его словоблудию не было конца: то декламировал фривольные стишки, то отпускал дерзкие реплики, от которых заливались жарким румянцем молоденькие костюмерши. А какие неприличные жесты позволяла себе его Баба Яга! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром, обладал феноменальными познаниями во всех областях, слыл бесценным собеседником.

Я не мужчина, я Баба Яга

Вокруг личной жизни Милляра всегда ходила масса слухов. Поговаривали, что лет в 30 он женился на молоденькой актрисе, но та оказалась, так сказать, дамой несемейной, поэтому ячейка общества быстро распалась. Большинство же киношников уверены в нетрадиционной ориентации Милляра и считают, что никакой жены и в помине не было. Так или иначе, но до 65 лет Милляр ходил в холостяках и жил вместе с мамой в одной комнате коммуналки.

А когда мать умерла, Александр Роу подыскал актеру невесту - 60-летнюю Марию Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. «Да мне уже не нужны мужчины», - удивилась та, когда давно знакомый человек вдруг сделал ей предложение. «А я и не мужчина... Я Баба Яга», - ответил Милляр.

По словам соседей, это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой, ни разу не обидел дурным словом, самым «страшным» ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!»

В 1973 году, когда Роу не стало, сказка для Милляра закончилась. Были эпизодические роли в кино, своим неподражаемым голосом он озвучивал мультяшных героев, часто выступал перед детьми, но столь интересной работы, как в киносказках, больше не случилось. Несмотря на всенародную популярность, Милляр никогда не был объектом внимания советской прессы, а звание заслуженного артиста получил только в 85 лет.

Ни дачи, ни персональной машины он так и не заработал. И совсем по этому поводу не грустил. Ближе к 70 годам ему дали 2-комнатную квартирку на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. «Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже», - просила Марья Васильевна, уставшая от вечных потопов с крыши. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить. «Крышу отремонтируют, а до метро я и на трамвайчике доеду», — говорил он.

От редакции

Материал подготовлен на основе открытых источников