Пенсионерская правда
Номер от 28 октября 2011 г.

От доброй души
Анна Григорьевна Заблоцкая (Подрецкая), моя мамочка, мой ангел-хранитель, хорошо помнит себя довоенной девочкой. Она, средний ребенок из трех, была шустрой не по возрасту. Очень любила подстригать всё подряд: ножницы - любимый инструмент, прячьте, родители, не прячьте, Анечка найдет.

И тогда держитесь, цветы или кошка. Кошка Подрецких очень даже заметно отличалась от соседских мяукающих: настоящая модель, как сейчас бы сказали, - как выйдет на улицу, так новая стрижка. А еще Анечка любила, будучи в городской бане, подсматривать из-за двери за работой парикмахеров. Они ей говорили: «Вот вырастешь, приходи к нам трудиться».

НО САМОЙ большой любовью Анечки был папа. Григорий Васильевич служил в Анжеро-Судженском следователем одного из отделений милиции. Часто работал допоздна, а то и ночью - на дежурстве. Тогда случалось, что прямо среди ночи появлялась в милиции Анечка и с порога заявляла: «Папочка, пошли домой, я не могу без тебя». «Доченька, - отвечал отец, - нельзя мне идти, я же на работе, а ты не должна из дома убегать, да еще в ночное время: мама волнуется, к тому же темно - мало ли что может быть…» «Ничего не может быть, - отвечала храбрая дочь. - Я когда к тебе бегу, всё приговариваю: «Я к папочке своему бегу, мне не страшно, и меня никто не съест». - «Вот задаст нам мать встрёпку, тогда будет страшно», - ворчал отец и подзывал сотрудника, чтобы попросить запрячь лошадку и доставить беглянку по месту жительства. А утром жена выговаривала мужу: надо строго наказать дочери, что нельзя уходить из дома, тем более ночью, не караулить же её без сна…

Любил Григорий Васильевич свою дочку, да так, что всё готов был простить ей, хотя и прощать-то особенно было нечего, только разве ночные путешествия и «подстригалки».

Подрастала девочка, вот и восемь лет ей уже. А вот и очередное лето с ярким солнышком и теплыми лужами, по ним ребятишкам, которых в каждом дворе полно, так приятно шлёпать. Но «программа» июньско-августовская и многое другое в себя включает. В воскресенье 22 июня - народное гулянье на аэродроме: полёты аэропланов, песни самодеятельности, танцы. Замечательно. И вдруг паника, крики, слёзы, мужчины куда-то заторопились. Всё, кончился праздник. Война!..

Григорий Васильевич не сказал - скомандовал жене: «Бери детей - и быстро домой; я - на службу; всё узнаю, потом расскажу; не волнуйся, детей не пугай…»

Пришел глава семьи под утро. Суровым жене показался. Сказал: «Надо мне на войну собираться…» Ребятишки встали рядом: Ване - 10 лет, Нюрочке на два года меньше, Валюшке - четыре годика. Старшие встревожены, мордашки серьезные, только младшая ничего не понимает… Отец сходил в сарай, достал из клетки крольчиху, принёс домой и, поглаживая животное, сказал: «Ребятки, я поеду воевать, так надо. А она совсем скоро принесёт вам крольчаток. Вы за ними хорошо ухаживайте; когда они подрастут, война кончится, и я сразу же вернусь домой».

Нюрочка услышала, как позже папа говорил маме: «Детей не буди, я уйду рано. Может, и тебе не надо на вокзал ходить - там слёзы будут, крик…»

Нюра всю ночь не спала, караулила папу, чтобы не ушёл без неё. И не ушел. Дочка не отпускала папин рукав, пока не началась посадка будущих фронтовиков в вагоны. А потом, как многие взрослые и дети, бежала по перрону, кричала: «Папа! Папа!»

Дети ходили смотреть, не родились ли крольчата. Когда они появились на свет, не жалели для них морковки и свежей травки, торопили: «Растите скорее, мы папу ждём». Но крольчата росли, а война всё не кончалась. Соседи получали «похоронки». Не обошло чёрное известие и семью Подрецких. Тридцатилетняя вдова устояла, а у Нюрочки отнялись ножки, и она долго пролежала в больнице. Но время лечит…

В те давние годы дети взрослели рано. Надо было работать. Нюра пошла, конечно же, в парикмахерскую. Её взяли туда техничкой. Поскольку паспорт ей еще рано было получать, отметку о приеме на работу поставили в метрике. Трудилась она старательно, поэтому позже стала кассиром, а затем выучилась на мужского мастера. И отдала любимому делу 48 лет. Неоднократно побеждала в профессиональных конкурсах. У нее 18 учеников. Она получила звание почётного работника бытового обслуживания, награждена медалью «Ветеран труда».

Много лет назад Анна Григорьевна переехала с семьей дочери в село Вознесенка - и не жалеет об этом. Приятных забот много: овощи, цветы.

Она очень добрая и справедливая мама и бабушка. У нее шесть внуков, 11 правнуков и праправнук, все они любят свою бабушку. Охотно слушают бабушкины рассказы о былом и старые русские песни в её исполнении. Ну а уж блины бабушки Нюры - объедение!

Уважают Анну Григорьевну ставшие родными односельчане. Если надо кого-то подстричь, делает это от доброй души. Денег не берет.

Мама не жалуется на судьбу. Но 9 Мая, в этот великий праздник, слёзы у неё катятся и катятся…

Ольга Марьянова Кочанова, село Вознесенка Яйского района Кемеровской области