Пенсионерская правда
Номер от 28 октября 2011 г.

Как судьбу благодарить, что свела меня с тобой?
Здравствуйте, дорогая моя «Пенсионерская правда». Очень довольна, что завела дружбу с четырьмя газетами издательства «Северная неделя»: двумя «Пенсионерочками», «Зимней вишней» и «Дачной».

Большое спасибо за публикацию в седьмом (июльском) номере «ПП» материала о свадебных юбилеях «Доживём до каменной, а там и до коронной рукой подать» и за предоставленную мне честь открыть эту рубрику. В сегодняшнем письме посылаю свои воспоминания о том, как начиналась наша с мужем семейная жизнь. Не знаю, смогу ли донести до читателей то, что хотелось бы. Бередит душу и не даёт спать боль недавней тяжёлой утраты: в конце мая умер мой муж Александр Петрович Михайлов – отец двух дочерей и дедушка трёх внуков. Мы прожили с ним долгую семейную жизнь – 53 года 3 месяца и 20 дней.

СЕСТРА моего отца однажды сказала нам с мужем, что мы с рождения были предназначены судьбой друг другу. Ещё до войны взрослые нарекли нас женихом и невестой. Сашеньке тогда было семь лет, а мне, белокурой девчушке, всего два года. Оказалось, наши отцы были соседями и жили в деревне за одним забором. Начавшийся в тридцатых годах прошлого века отток молодёжи из деревень в города не обошёл и их. В городе мой будущий отец познакомился с девушкой, которая приехала в Петрозаводск из вологодской деревни. Вскоре они поженились. Однако вместе пожили недолго – я родилась уже после их развода. Родственники отца иногда брали меня и ходили в гости к своим бывшим деревенским соседям. Мой муж впоследствии вспоминал, как ему говорили:

- На-ка, Сашенька, подержи на коленках свою невесту.

И усаживали меня к нему на коленки. Он, рассказывал, смущался и, опасаясь уронить, неловко поддерживал «невесту» руками.

Потом, вспоминая свои юношеские годы, мы поняли, что судьба долго и небезуспешно водила нас друг за другом. А вернее, меня за ним, пока наконец не привела в один дом. Долгое время этот дом был детской поликлиникой, а потом после перепланировки стал жилым, куда в 1957 году переселили остронуждающиеся в жилплощади семьи. Маленькую комнатку в нём получила и моя мама. Это было огромным счастьем, потому что до этого мы двенадцать лет ютились в холодной проходной кухне на шести квадратных метрах.

К тому времени, когда мама переехала в эту комнатку, я после окончания педучилища работала в карельском городке Суоярви воспитательницей в детском саду и жила в общежитии. И так мне захотелось пожить в нормальных условиях, что я, отработав положенные два года, вернулась в Петрозаводск, к маме.

В этом же доме дали жилплощадь и семье моего будущего мужа. Одно из окон их комнаты выходило во двор, и Саша нередко видел меня, когда я ходила в сарай за дровами для печки.

- Чья это девчонка с длинной белой косой появилась у нас в доме? – поинтересовался он у матери.

- Так это к соседке Шуре дочка приехала.

- Надо будет с ней поближе познакомиться, - в шутку сказал он матери.

Вскоре и случай представился. Несколько семей решили вместе встречать Новый, 1958-й, год. Так состоялось наше знакомство. И больше мы уже не расставались ни на один день. В последнюю неделю января Саша принёс мне какой-то бланк и положил на стол передо мной.

- Что это? – спросила я.

- Возьми ручку, будем вместе заполнять, - сказал он тоном, не допускающим возражений.

И на следующий день мы отнесли этот заполненный бланк – заявление – в загс. Наши матери узнали об этом за два дня до регистрации брака. В те годы на обдумывание предстоящего брачного союза давалась всего неделя. О существовании свадебных обрядов мы, дети военных и первых послевоенных лет, знать ничего не знали. Зато наши мамы переполошились и стали лихорадочно думать, как и чем отметить судьбоносное событие.

А мы, беспечные влюблённые, надев самое приличное из того немногого, что у нас было, 31 января 1958 года пешком отправились в загс – он располагался в старинном деревянном здании на главной улице Петрозаводска. Без цветов, без свидетелей и даже без родительского благословения – обе матери были на работе. Женщина-регистратор встретила нас приветливо, под негромкую музыку Мендельсона выписала брачное свидетельство. Вручая, поздравила и пожелала счастья.

Вернувшись домой, мы увидели накрытый стол в комнате жениха и гостей – Сашину тётю с мужем. А всего за свадебным столом, считая нас, молодожёнов, сидели семь человек. Ни подарков, ни цветов не было. Нам пожелали долгой семейной жизни и на счастье разбили стакан. На следующий день нас поздравляли снова - на этот раз у моей крёстной матери. У неё комната была просторней, и я смогла пригласить двух подружек. Подружки подарили нам статуэтку кремлёвской Царь-пушки и металлическую вазочку, в каких раньше в кафе подавали мороженое. Статуэтка много лет, пока не сломалась, украшала наше очень скромное жилище, а вазочка с конфетами и по сей день неизменно стоит на обеденном столе, напоминая о незыблемости наших брачных уз.

Тамара Сергеевна Михайлова, 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Островского, дом 87, кв. 80