Пенсионерская правда
Номер от 16 сентября 2011 г.

ЛЮБИМОЕ ОЗЕРО
Добрый день, уважаемая редакция «Пенсионерской правды». Я познакомилась с вашей газетой на одной из встреч в нашем клубе «Кудесница». Вы молодцы! Газета вызывает желание поделиться сокровенным, своими воспоминаниями, взглядами на жизнь. Словом, с вами хочется дружить. Посылаю вам мои наблюдения природы – рассказ «Любимое озеро».

Пришла разноголосая весна

Середина апреля. Наконец-то я на даче! Весна в разгаре. Скворушка уже поёт и чистит пёрышки, сидя на жёрдочке скворечника. А как поёт! То щёлкает, то чирикает, то будто лает и скулит (он, как попугай, может повторять услышанные звуки). Ближе к ночи его сменяет соловей. Боже, какая это услада нашему слуху! Вот ведь какой курьёз природы: маленькая серенькая, невзрачная с виду пташка, а первый солист наших лесов. А взять павлина или лебедя – красавцы птицы, а их пение неприятно уху.

В апреле озеро (по нашей северной стороне) ещё под чёрным льдом. Но чайки уже громко кричат, садятся на кромки полыньи и ждут добычу. Прошла ещё неделя, и озеро почти очистилось ото льда. Остров, что стоит посредине озера, окружён чёрной каймой воды, и наши мостки ещё подо льдом. Этот лёд страшен, а рыбки уже плавают в холодной воде, и у некоторых скоро будет нерест. И как не замерзают икринки?

Стали появляться на озере утки: нырухи, чирки, кряквы - и северная с широким клювом уже тут. Когда летят утки, далеко слышен свист их крыльев.

Цветёт сирень, уклея нерестится

Вот и месяц май наступил. В палисадниках распускается сирень – синяя, белая, красно-бордовая, махровая. Как приятен её аромат! По берегам озера ещё не отцвела черёмуха. Рано поутру беру удочки, приманку и сажусь в лодку – еду на рыбалку. У меня есть свои потаённые места. Одна из них там, где речка Лазава вытекает из нашего озера Борлазава. Когда летом здесь на мелководье нерестится рыбка уклея, голоса человеческого не слышно – вот какой шум стоит. Рыбки прыгают из воды сантиметров на двадцать в высоту и падают в камыши, что густо растут вдоль берега. А прожорливые чайки тут как тут: оглушительно кричат и пируют на славу. Эту рыбку с самой серебристой чешуёй трудно поймать. Не успеешь закинуть удочку, как поплавок тут же уходит ко дну. Подсекаешь, а рыбки нет – сорвалась. У неё очень нежная губка, да и не до жратвы ей. И когда в период нереста уклея идёт косячком вокруг острова, то кажется, что вода кипит. Пузырьки от прыжков такие, что даже лодка качается, если косяк идёт под лодкой.

Луна застряла в перешейке

Озеро наше состоит из трёх озёр с перешейками. По берегам – постройки дачников. Самый большой перешеек, метров триста, находится по прямой линии к острову. В полнолуние удивительная и неописуемая картина предстаёт взору, когда ты сидишь в лодке посреди озера: круглая луна будто застряла в этом перешейке и держится за два противоположных берега, словно ей тесно в этом проходе. Это надо видеть! А увидев, уже не забудешь.

Трагический вдовец на озеро вернулся!

Возвратился на озеро в мае и наш лебедь-вдовец. И опять один. Так и не нашёл он себе в тёплых краях подругу. У этого лебедя три осени назад случилась семейная трагедия. Они с лебедихой почему-то задержались с отлётом, хотя уже и холода пришли, и дачные домики опустели, и лодки по берегам были убраны. Однажды возле речки, там, где мелководье, два припозднившихся с отъездом дачника увидели пару лебедей. Один из них летал и кричал, а другой сидел на ледяной корочке воды. Летающий лебедь с шумом опускался к своей подруге, закованной в ледяной панцирь. Бил по льду клювом, крыльями, но труд его был напрасен. Дачники попробовали добраться до узницы на надувной лодке, но это оказалось опасно для жизни. С тех пор наш лебедь – одиночка. А может, он однолюб, ведь не зря же сложены песни о лебединой верности?..

Здесь линь клюёт отлично!

Июнь. Жду своих внучков-рыбачков. Теперь уже не посидишь с удочкой в тишине. Помню, четыре года назад сидим мы в лодке со старшим, десятилетним, внуком и ловим рыбу. Он встал на нос лодки, а я с кормы закидываю удочку мимо него. Набежавший ветерок накинул леску на внука, и мой крючок зацепился за его рубашку. Я дёргаю, и внук с грохотом падает. Но не в озеро, слава Богу, а на днище лодки. Я – в шоке с перепугу, а внук лежит на сломанной удочке, глядит на меня, не понимая, что случилось, и почти плачет. Но не от боли, хотя руку ушиб сильно. Удочку ему было жаль. Настоящий рыболов!

Идёт нерест линя. Линь любит илистое дно, а наше озеро как раз такое. Поэтому линь здесь и водится. Очень вкусная рыбка! И жирная. В любом виде она хороша – жареная, варёная, тушёная, запеченная, копчёная. С этой рыбки и чешую снимать не надо, выпотроши нутро, отрежь жабры и готовь любое блюдо.

Змейка рыжая на листике кувшинки и выдра в чёрной глубине

Прошлым летом у нас было много змей и ужей. По всем дачным участкам ползали, видно, жаркое лето сказалось. Как-то приплываю на лодке порыбачить, а на моём излюбленном месте, прямо на листочке кувшинки, лежит свернувшаяся кружком змея. Рыжая, как медянка. Пришлось менять место рыбалки. Сменила. Сижу, вокруг меня красота, тишина, цветы кувшинки и белой лилии. И вдруг возле меня кто-то к-а-а-к прыгнет с камышей в воду! Моя лодка закачалась. «Вот это щука!» - подумала я.

Но тут из воды показалась чёрная голова. «Аквалангист», - пронеслось у меня в голове. Аквалангисты с ружьями – частые гости на нашем озере. Но пловец вынырнул ещё раз, и я увидела большие торчащие усы. Чуть позже усатый пловец сделал сальто над водой и скрылся в глубине. Только когда в себя пришла, поняла, что это – выдра. А то ведь я чуть с лодки не спикировала. Хотя, конечно, не утонула бы: плаваю хорошо, в молодости в соревнованиях не раз участвовала. Но всё равно в этой ситуации мне было не по себе. Еле успокоилась. Но рыбачить уже не хотелось, и я погребла к берегу.

Семь лебединых «Я» - на зависть людям семья!

К вечеру того дня мою лодку лебеди с лебедятами окружили: шипят, угощения просят. Я их сама приучила. Живу на даче по шесть-семь месяцев в году, и пока они на юг не улетят, кормлю. В конце июня в саду созревают яблоки белого налива. И одно лето их было так много, что я носила лебедям яблоки вёдрами. (Батона хлеба им было мало.) Раскрошу и бросаю в воду. Ели даже лебедята. Раньше все пятеро сидели на спине у лебедихи. Я заметила: пока детки не съедят весь корм, родители их охраняют.

Но в августе-сентябре, когда лебедята уже хорошо подросли, родители иногда сами съедают корм, не подпуская их. Ближе к осени родители готовят молодняк к перелёту, заставляя по нескольку раз облетать остров. Впереди летит взрослый лебедь, за ним пять лебедят. Другой взрослый лебедь сидит на воде. Сторожит или «считает» круги?

Дачники давно знают, что на озере обитают две стаи лебедей. И всегда выходят из дома с подкормкой для них. А мои мостки у берега стали для лебедей родными. Стоит мне позвать – приплывут к мосткам от другого берега и будут ждать угощения, даже с рук хлеб берут. Иногда и лебедь-вдовец хочет подплыть поближе, но на близкое расстояние до лебедихи и до корма его не пускает папа-самец. Порой они так дерутся, что только перья летят. Вдовец отступает и прячется в камышах… Завидная у лебедей дисциплина. Малыши поедят, и родители улетают на другое озеро, а пять лебедят спят возле моих мостков, спрятав клюв под крыло, и терпеливо ждут родителей. Вот бы людям – взрослым и малым – такую дисциплину!

***

Любимое моё озеро, мягкая твоя водичка, я каждый год жду встречи с тобой.

Нина Ивановна Худенко, 182100, Псковская область,

г. Великие Луки, ул. Тимирязева, дом 19, кв. 7