Пенсионерская правда
Номер от 16 сентября 2011 г.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФАМИЛИИ
Здравствуйте, редакция газеты «Пенсионерская правда». Спасибо, что разрешаете писать горькую правду о том, как в войну выстояли и победили и как после войны выжили. Так много хочется рассказать вам. Успеть бы.

Мне ведь с 23 декабря 2010 года 88-й пошёл. «Пенсионерскую правду» начинаю читать не с первой страницы, как принято у многих. Первым делом ищу статьи сибиряков и дальневосточников. Уважаю этих славных, мужественных, выносливых, терпеливых людей, проживающих в столь суровых погодных условиях по сравнению со средней полосой России. Вот и в октябрьском (№10, 2010 г.) номере сначала прочитала статью «На фронт уходили семьями» Валентины Павловны Клишевой из Омской области. Она пишет, что собрала материалы о ратной службе Клишевых в надежде, что они будут нужны внукам и правнукам. Я того же мнения: современные молодые люди должны знать свою родословную. Это ведь и история былых времён России. Вроде прошло то страшное время, когда родители боялись даже детям рассказывать историю своей семьи. Я обращаюсь к ветеранам – пишите, делитесь правдивыми воспоминаниями, не стесняйтесь, не будьте Иванами, не помнящими родства. Расскажу о своей родословной.

Несогласных офицеров разжаловали в крепостные

1755 год. Екатерина Вторая решила распустить Запорожскую Сечь – форпост, охранявший южные границы Российской империи от набегов иноверцев. После разрушения Запорожской Сечи царица (немка) заселяла территорию юга Украины немецкими богатеями-колонистами. Офицеры, которые поддерживали идею Екатерины, получали большие наделы самых плодородных земель вместе с крепостными. И становились богатыми помещиками-крепостниками, наделёнными большими правами и льготами. Крепостных в те времена отдавали в армию на 25 лет службы. Противников же царской идеи (а их было немало) наказывали, многих сослали на Соловки. Последний кошевой Петро Кальничиевский умер там 18 листопада (ноября) 1803 года. Но большую часть несогласных офицеров раздали помещикам.

От Бороды-Барыло к Бардаку привела шутка

Однажды на Слободу привезли полковника Запорожской Сечи Бороду и отдали в крепостные пану Часныку. Полковник Борода был статный красавец, образован, весельчак и великий шутник. Выступая против развала Сечи, он был дальновиден: немцы топтали нашу Русь не единожды: в 1700-м, 1914-м, 1918-м. И в 1941-м войною полезли на Советский Союз, но получили отпор.

Во время полевых работ крепостной Борода возил в барыле (бочонке с краником) питьевую воду работающим крестьянам. И стали называть бывшего полковника не Борода, а Барыло. Однажды в поле приехал пан Часнык посмотреть, как работают его крепостные. Самый смелый из них Борода-Барыло весёлой шуткой высмеял пана Часныка перед всеми жнецами и жницами: «Что стоишь? У тебя живот как гарбуз, а хвостик усох…» И что-то ещё в таком же роде. Пан сильно рассердился. В то время в народе матом не ругались. Самым обидным было слово «бардак». И пан Часнык дал Бороде-Барыле фамилию Бардак. И все девять сынов и единственная дочь Бороды получили по воле пана эту фамилию.

«Позорная» фамилия чуть не стала помехой личному счастью

Шли годы, эту фамилию носили и другие поколения из рода Бороды. Многие по 25 лет служили в армии. Были они послушными, дисциплинированными, исполнительными, крепкими и статными. Кстати, мой внук Женя - это уже 13-е поколение - унаследовал ген рода Голубинских (потерпите, расскажу и об этой фамилии): он высок, плечист, строен, густоволос. Так вот, сыновья Бороды дослуживались в армии до офицеров и быстро поднимались по служебной лестнице – становились талантливыми военачальниками высшего звена. Однажды войска русской армии стояли в Польше. И как-то одному из офицеров - бравому красавцу Сергею Акимовичу Бардаку перед строем объявляют приказ о повышении его в воинском звании. Но как только прозвучала его фамилия, строй ответил громким долго несмолкаемым смехом. И всякий раз, когда называли фамилию Сергея, он очень смущался. Надо же было такому случиться – Сергей Акимович влюбился в красавицу польку Данку. И родителям Данки он очень понравился. Но когда узнали, что будущий зять носит такую позорную фамилию, запретили дочери выходить за него замуж. А в те времена родительский запрет нарушению не подлежал.

По милости царя стал офицер Голубинским

Загоревал Сергей Акимович. Так загоревал, что не рад был и очередному повышению его в воинском звании. Когда под звуки духового оркестра зачитали приказ и назвали фамилию, строй воинской части опять ответил громким хохотом. Это вывело Сергея Акимовича из терпения. Он написал на имя царя слёзное прошение о смене фамилии Бардак на Голубинский - фамилию родни Данки. И вот в день 31 декабря 1909 года государь император всемилостивейше соизволил разрешить Сергею Акимовичу Бардаку впредь именовать себя по фамилии Голубинский. К сему документу прилагалась приписка: «причитающийся гербовый сбор уплачен». (Сохранить семье и последующим поколениям такую выписку из императорского разрешения было непросто.). И конечно, свадьба Сергея и Данки состоялась.

* * *

Все ветки рода Бардак, кто также послал прошение на имя Николая Второго, стали носить фамилию Голубинский. Это Владимир, Фёдор, Карп, Денис. А те, кто с прошением к царю не обращался, после 1917 года сменили в фамилии букву А на О и получили фамилию БОРДАК. В годы Великой Отечественной войны каждый третий из ветки Голубинских погиб на фронте. В 1941 году в битве под Москвой погибли два сына и два внука из семьи Дениса Голубинского. Сын Фёдор вернулся с войны без ноги.

Так что верно пишет В. П. Клишева – семьями уходили Родину защищать и семьями погибали. Повторюсь: потомкам надо знать свою родословную. К сожалению, современное поколение, выращенное инкубаторским способом (грето, пригрето и перегрето) мало интересуется своими предками. Будем надеяться - беспамятство пройдёт.

Анастасия Пантелеевна Руденко, 241013, г. Брянск, ул. Литейная, дом 28, кв. 82