Пенсионерская правда
Номер от 26 июля 2011 г.

Мы верны советской власти
Уважаемая редакция «Пенсионерской правды»! На мой взгляд, многие письма вашей газеты - это крик души читателей, которые боятся, что дела в нашей бедной России и дальше будут ухудшаться. Не хотелось бы повторения 1917 года для наших детей и внуков…

Мне 78 лет. Очень тяжёлая жизнь за плечами, типичная для людей моего поколения.

Великая Отечественная война ударила по нам беспощадно. Отец ушёл на фронт, оставив нашу маму с тремя девочками. Жили мы в городе Стародубе на Брянщине, на центральной улице, по которой проходили немецкие части. Горожане страдали от фашистов, особенно от эсэсовцев. Жизнь в Стародубе как бы остановилась: страх грабежей и расстрелов сковал и малых, и старых. Яму огромную, где и на второй, и на третий день «дышала» земля, под которой лежали расстрелянные, не забыть никогда.

Два года в оккупации были очень долгими.

В августе 1943 года отступающая колонна тяжело гружённых автомашин остановилась, жителей города выгоняли из домов и вталкивали в колонну, перемежая людьми автомобили. Колонна двигалась медленно. Самолёты с красными звёздами как бы охраняли нас, не опускаясь низко: не стреляли ни немцы, ни наши.

Через несколько дней тяжелого пути матери удалось вырваться с нами из потока. Но возвращаться нам было не к чему: все мужчины нашего рода погибли, и поэтому строить жильё, хотя бы землянку, стало некому.

Сначала нас приютили добрые люди в городе Новозыбкове. Потом мы жили в ветхой, кем-то брошенной хате. Что мы пережили, как выжили - не хочется вспоминать. Главное, что нашей матери, хуторской труженице, двенадцатому ребёнку в семье, с четырьмя классами образования, удалось выполнить наказ нашего отца, данный им ей перед уходом на фронт: «Надо спасти детей от войны и выучить». Мы, все трое, окончили Новозыбковский педагогический институт.

Я написала стихи, посвящённые маме. Вот четыре строчки из них:

Ах, война, ты жестокая, подлая!

Ты безжалостной к мамам была:

Счастье, радость и молодость -

Всё у них, как вампир, отняла.

Мы, три учительницы, достойно прожили жизнь, верные советской власти и патриотизму, который привило нам доброе старое время. Мы сохранили чистую совесть, были всегда там, где трудно и где были нужны наши знания и честный труд.

Война загубила лучших людей, не хватало врачей, учителей, инженеров и так далее. Поэтому представители моего поколения отправлялись по окончании вузов туда, куда Родина направляла. Я и моя старшая сестра работали в деревнях, а младшая до-служилась в Москве до майора, работая по делам детей с трудной судьбой.

После смерти мужа, участника Великой Отечественной войны, инвалида первой группы, Человека с большой буквы, коммуниста с чистой совестью, я ушла в общественную работу, чтобы заглушить горечь потери. На памятнике отцу дети написали: «Мы гордимся тобой».

Как вдова фронтовика, добиваюсь однокомнатной квартиры: переписка с чиновничьей инстанцией, суды, трата нервов. На этом опыте ещё раз убедилась в несовершенстве нашего государственного строя, в безразличии власти к людям, которые своим долголетним трудом заслужили внимание к себе. Особенно жаль учителей-пенсионеров, к которым относятся как к шлаку. Мы решили жить по горьковскому принципу: «Если я не за себя, то кто же за меня?» В городе уже 15 лет существует совет учителей - ветеранов педагогического труда. Я сейчас председатель этого совета. Мы помогаем бывшим коллегам чем можем.

Я пишу стихи, сотрудничаю с новозыбковской газетой «Маяк». Пою в хоре ветеранов труда нашего Дома культуры. В общем, активный образ жизни помогает мне чувствовать свою нужность людям. Этим и живу.

Маргарита Григорьевна Бавкунова, г. Новозыбков Брянской области