Пенсионерская правда
Номер от 27 июня 2011 г.

Георгий Трушев, спортивная душа
Старшее поколение жителей Архангельска хорошо знает Георгия Яковлевича Трушева, которому 6 июля исполняется 80 лет, как хоккеиста, игравшего в «Воднике» на первенстве СССР, и как одного из руководителей областного спорткомитета.

На коньках - с пяти лет

Можно сказать, что хоккейная карьера центрального нападающего «Водника» (а если надо было, Георгий Трушев и в ворота вставал), началась в пять лет: отец купил сыну коньки-снегурки на верёвочках, и Гоша вскоре стал кататься по улицам Архангельска, по которым автомашин ходило тогда мало. Затем вторым домом Георгия Трушева, как и многих других мальчишек, стал стадион «Динамо», где работало множество бесплатных спортивных секций. В этих секциях Георгий окреп. Он маленького роста, но баскетбол помог развить прыгучесть, что было очень важно, в частности, на футбольных полях, когда в команде гарнизонного Дома офицеров Георгий Трушев участвовал в первенстве России.

Кстати сказать, Архангельск мог бы стать футбольным городом, но в своё время в «высоких сферах» области решили: поскольку финансовых средств и на хоккей с шайбой, и на хоккей с мячом, и на футбол не хватает, то упор сделаем на русский хоккей. А то, возможно, быть бы Георгию Трушеву любимцем футбольных болельщиков: футбол - его любимый вид спорта. Георгий Яковлевич по-прежнему ярый футбольный болельщик. В 1990 году ездил туристом на круизном теплоходе в Италию, где проходило мировое первенство. Три матча там посмотрел на хороших трибунных местах. Походы на стадион входили в программу поездки.

«Есть хочу!»

В семье Трушевых росло трое детей. Георгий - старший из них. В начале Великой Отечественной войны ему было десять лет. Самым страшным для Архангельска стал 1942-й год: голодных смертей на тысячу жителей больше было только в блокадном Ленинграде. Морской порт Архангельска принимал грузы от союзников по антигитлеровской коалиции (вооружение, боеприпасы, продовольствие) и отправлял их на фронт. Через порт и город проходили тысячи тонн муки, консервов, а люди умирали от истощения прямо на улицах.

Георгий, как большой, мужественно пересиливал голод, а брат Володя плакал и кричал: «Есть хочу!»

Когда объявляли воздушную тревогу, Георгий торопился на крышу дома, чтобы скидывать с неё зажигательные бомбы, которые сбрасывали фашистские самолёты (тушили бомбы уже другие люди). Благодаря таким мальчишкам, как Трушев, пожаров в Архангельске было меньше, чем могло быть. Благодаря и Трушеву Архангельск получил звание города воинской славы.

Чтобы помогать матери, Георгий работал на фабрике детских игрушек (делал из папье-маше зайчиков и медведей), за что получал хлеб по рабочей карточке, а не по карточке иждивенца.

В подсоленное постное масло в блюдце макали хлеб - эта еда не забудется.

Однажды английские моряки на танцах на стадионе «Динамо» бросали, смеясь высокомерно, юным архангелогородцам конфеты и печенье. Русские парни отлупили заносчивых бриттов.

Когда в войне наступил перелом, в Архангельске снова стали играть в хоккей и футбол. К слову сказать, и брат и сестра выросли по примеру Георгия спортсменами: хоккеистом и гимнасткой. Владимир был вратарём «Водника», Ангелина - членом сборной СССР.

Иначе - тюрьма…

После войны Георгий Трушев поступил в Архангельский техникум физкультуры. Учился и играл за «Водника». Вначале был самым молодым игроком, уже в 18 лет выступал против «звёзд».

В техникуме Трушев получил специальность тренера по спортивным играм, что в своё время пригодилось ему в детско-юношеской спортивной школе, которую он несколько лет возглавлял. Но гораздо дольше Георгий Яковлевич работал заместителем председателя областного спорткомитета, где много внимания уделял массовости спорта. Сам ушёл с этой должности, когда председателем комитета назначили чинушу. Зная его, Георгий Яковлевич ни дня не захотел с ним работать. А когда к руководству комитетом пришёл дельный человек, Трушев вернулся на должность зама.

С Георгия Яковлевича началось в Архангельске развитие марафонского бега. Через годы Архангельск стал известен как город проведения международного марафона «Гандвик». Сюда даже президент Финляндии Тарья Халонен приезжала поболеть за мужа-марафонца.

И городки - настоящая русская игра - были заботой спорткомитета. Во дворах мальчишки азартно били по «батарее» и «бабушке в окошке». Во многое во дворах ребята играли. Увы, не то, что ныне.

К сожалению, теперь массового спорта почти не стало. А прежде в Архангельске, городе лесопильщиков, каждый лесозавод имел свою хоккейную команду.

Благодаря Трушеву три северные команды играли в чемпионате РСФСР по хоккею с мячом. И шайбисты, и футболисты выступали на первенствах России.

Кое-кого из хулиганистых парней Георгий Яковлевич от тюрьмы спас, так как увлёк их спортом.

В советские годы на майской и ноябрьской демонстрациях обязательно шла колонна спортсменов и физкультурников - о чём это говорит?

Закончив играть в хоккей, Георгий Трушев не оставил хоккейное поле: он стал хорошим судьёй, получил высшую категорию, всесоюзную, входил в число десяти лучших судей Советского Союза. До 50 лет Георгий Яковлевич был хоккейным арбитром, резво поспевал за игроками. И долго ещё выступал за ветеранов.

Судил Трушев и матчи мальчишек, игравших в первенствах СССР на призы клубов «Плетёный мяч» (хоккей с мячом) и «Кожаный мяч» (футбол).

Раньше играли не за деньги

Конечно, я спросил Георгия Яковлевича, ходит ли он на стадион, когда там выступает родная его команда. «Нет, - ответил ветеран. - Потому что сейчас из-за денег играют или не играют. Когда крупные предприятия данью облагали, когда финансовое положение «Водника» было крепким, он становился чемпионом. А потом, когда финансовый поток иссяк, игры не стало…»

Немного теперь на стадионе болельщиков. А я хорошо запомнил, что в моём детстве, которое прошло в шестидесятые годы, зрителей было столько, что если ты припозднишься на матч, то место тебе найдется не на трибуне, а только за воротами, да и то не в первом ряду, а в третьем или четвёртом, где, чтобы что-нибудь увидеть, надо было подпрыгивать.

Я снова возвращаюсь в прошлое, и сравнение прежнего и нынешнего времени опять не в пользу наших дней… Не будучи богатеями, «водники» часто доставляли зрителям радость. После выигрышей повышалась на архангельских рабочих местах производительность труда. Так любили хоккеисты и болельщики, к примеру, тренера Анатолия Скворцова, игрока Леонида Маркова, что в честь первого установили в Архангельске мемориальную доску, а в честь второго назвали теплоход. Где ещё в России есть судно, названное именем хоккеиста?..

О Георгии Яковлевиче Трушеве рассказано в энциклопедии «Хоккей с мячом», вышедшей в 2008 году в Москве. Заслужил. Как заслужил и золотой знак Федерации хоккея с мячом России.

Георгий Яковлевич - богатый человек: у него правнуки растут. Лёва, которому нет ещё восьми лет, занимается спортивным катанием. Ему спорт тоже пригодится.

Сергей Доморощенов