Пенсионерская правда
Номер от 27 июня 2011 г.

Наград у меня много
Но самая дорогая – хорошие детки

Продолжаю писать вам о своей судьбе. Родилась и жила я в Каргопольском районе Архангельской области в селе Ухта. Окончив семь классов, хотела в город податься – дальше учиться. Но колхоз тогда никому не давал справок на получение паспорта. А с другой стороны, на какие деньги я стала бы учиться в городе? Не было у нас денег. Ну вот, погрустила-погрустила да и пошла в разнорабочие на местный маслозавод. Всё мы делали вручную: и масло сбивали, и молоко сепарировали. Работы было много, а платили нам мало. Но я крепко старалась, и меня отправили на курсы в город Вельск – учиться на заведующую отделением по выработке сливочного масла.

После окончания курсов два года работала заведующей отделением в каргопольской деревне Полуборье. Нравилась я одному парню из деревни Никифорово, он мне проходу не давал, письма писал, замуж звал. И когда из Полуборья в отпуск домой приехала, мы с ним свадьбу сыграли, и я опять стала работать на маслозаводе в Ухте.

Через год у меня сын Саша родился. С сыном согласилась старенькая свекровь нянчиться, а я пошла в доярки на никифоровскую ферму. Двадцать пять дойных коров было у меня в группе. Доили, корма раздавали, навоз убирали – всё вручную (аппараты-то доильные позднее появились). С доярок спрашивали строго, молоко принимали не ниже первого сорта.

В 1961 году у меня родилась дочь Люба, через два года – Надя. В 64-м муж мой погиб. А дело было так. Мы уже спать ложились, когда к нам постучали и попросили позвать мужа. Сказали: «Моториста Волкова Васи до сих пор дома нет. Он спустился в колодец, но наверх до сих пор не выбрался. Надо спасать парня». Муж поехал на центральную усадьбу за фельдшером и милиционером. В колодец спустился сначала рабочий совхоза, но поскольку он даже голоса оттуда не подавал, в колодец полез милиционер. И тоже ни слуху-ни духу. И тогда мой муж спустился в колодец. У меня вся душа изболелась, я всю ночь глаз не сомкнула – ждала мужа. А утром узнала, что все четверо погибли в колодце, за какие-то минуты три погибли – накопившимся там углекислым газом отравились. Всех четверых баграми вытаскивали. Тот колодец зарыли, с землёй сравняли.

Пережив горе, опять за работу принялась. Сорок лет отработала дояркой. Награду получила – орден Трудового Красного Знамени. Но деньги за орден тогда не полагались. А сколько медалей мне дадено – и не пересчитать. Все награды трудом большим заслужены. Ребят поднять мама помогла. Я на ферму, она – с фермы. Так и выросли мои детки. За погибшего кормильца государство платило на детей тридцать рублей в месяц. Ни о каких пособиях я не хлопотала, на себя надеялась да на мамину поддержку. Мама хорошей опорой была мне с детками. (Пусть земелька ей будет пухом.) Дожила она до 92 лет, на больничном не бывала.

Вырастили и выучили мы с мамой деток. Я ими горжусь. Одна дочка – медик, вторая – экономист, сын – электрик-механик, живёт на Урале. Уже и мои внуки институты пооканчивали. Один из них - Лёнечка окончил военное училище космических войск – пять лет учился. У меня уже шесть правнуков. Я их всех-всех люблю.

Валентина Григорьевна Карзина, 164144, Архангельская область, Каргопольский район, дер. Песок