Пенсионерская правда
Номер от 27 июня 2011 г.

Всем папам папа!
Знаю, когда наш папа Анатолий Николаевич Пахомов увидит «Пенсионерскую правду» с моим поздравлением и своей фотографией возле яблоньки, которую он вырастил из семечка, прослезится от неожиданности. А увидит обязательно, если, конечно, напечатаете.

Он выписывает газету и каждый номер её с нетерпением ждёт. И обязательно прочтёт, хотя и читает по слогам. Образование у папы - всего три класса начальной школы. Не довелось ему больше учиться. В 1937 году его отца репрессировали. На руках у матери остались трое детей, шестилетний Толик был старшим. В годы войны они тоже бедствовали и, возможно, даже сильнее, чем другие. Сами знаете, какое отношение было к семьям «врагов народа». Двое младших умерли от голода и болезни. Остался один Толик. В 1945 году его взял учеником в катавалку инвалид Великой Отечественной войны Александр Павлович Елисеев – учил валенки катать-валять. Папа считает его своим учителем.

Достигнув совершеннолетия, наш папа пошёл работать молотобойцем в кузницу. Из молотобойцев и в армию пошёл. После армии вернулся в свой «горячий цех» и работал кузнецом ровно тридцать три года – до выхода на пенсию. Но ограничить рассказ о папе только этим - значит, ничего не сказать. А сказать есть что.

После армии он женился, дети народились. Жили они с мамой в бараках, где было всегда холодно и сыро. И задумал наш папа (нас к тому времени было уже трое) свой дом строить. Было это в конце 50-х. Никто не верил, что у Анатолия Пахомова что-то из этой задумки получится: ни кола у него, ни двора – чистый бессребреник. Но папа выписал в лесничестве лес, сам его свалил, окорил, привёз к месту будущей стройки и начал потихоньку дом рубить. Помогала ему только мама – мы-то ещё все за мамин подол держались. День в кузнице, с вечера до полуночи на стройке. И так три года подряд.

А в промежутке между работой и строительством дома бегал на охоту. То на глухариный ток, то на зайца – в зависимости от сезона. Заядлым охотником был в молодости папа. На его счету три медведя. Ходил на медведя один, с собакой.

Он и сейчас бы на охоту сбегал, но здоровье подводит. Нашему папе 30 июня исполнится 80 лет. В связи с его юбилеем я и пишу в газету.

Когда построил дом, сам и печи – русскую и голландку – сложил в нём. Мама не могла нарадоваться на печку – так хорошо пеклись в ней пироги. А мы, ещё маленькие, забирались на лежанку и слушали папины сказки и песни (находил он и для нас время). Он пел нам жалостливые и военные песни, которые слышал от фронтовиков. Помню, мы сидим притихшие, слушаем, а папа поёт и одновременно валенки подшивает.

В новом доме отец всю мебель сделал сам – табуретки, стулья, шкафы для посуды и белья, комод, стол. Самодельная мебель не топорной работы, а узорная, с выточенными деталями и фигурами. Рядом с домом построил баню. И стала наша семья жить в новом доме. Мы учились (кстати, всем троим папа и мама дали образование), а родители работали.

Нашего папу в Плесецке многие знают. Ему поступало много заказов от населения. Он делал топоры, грабли, санки детские и хозяйственные, ковал оградки, подковывал лошадей. А когда вышел на пенсию, занялся садоводством. Внукам дал наказ: фрукт съешь сам, семечко отдай деду. Из семечек выросли на нашем участке возле дома яблони, вишня, алыча и давно плодоносят. Всем этим деревьям больше тридцати лет. В урожайный год яблок снимаем больше двадцати вёдер. На участке много кустов малины и смородины. Вот так и живёт нашу папуля. Мамы с нами давно уже нет, но папа сам управляется с хозяйством и домом. Мы, чем можем, помогаем ему.

С юбилеем, с 80-летием тебя, родной наш человек! Желаем здоровья и бодрости.

С любовью, поклоном и уважением твои дети, внуки, правнуки.

От имени семьи Кузнецовых и Пахомовых – Валентина Анатольевна Кузнецова Архангельская область, Плесецкий район, пос. Шелекса