Пенсионерская правда
Номер от 23 мая 2011 г.

Чуяла Марька звон
Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Пенсионерской правды». Спасибо вам за вашу газету. Как только прочитала случайно один из номеров этой газеты, так сразу пошла на почту и выписала на следующее полугодие. Мне захотелось сотрудничать с вами. Посылаю на ваш суд свои рассказы – не выдуманные, а из жизни взятые.

Есть у меня одна приятельница – 70-летняя баба Нюра. Хотя жизнь досталась ей нелёгкая, но доброту и приветливость у Нюры не отняла. И чувство юмора тоже. Рассказывать начнёт – заслушаешься. Однажды вспомнила баба Нюра одну историю, приключившуюся с ней да соседкой сразу после войны.

«Как-то раз под вечер прибежала ко мне Марька Федотина – аж запыхалась вся:

- Нюрк, а Нюрк, поехали завтрева в город за треской. Только мешок возьми поболе. В городе магазин есть неподалёку от базара. Там треску дают. Наши деревенские поедут, нас с тобой и подвезут.

- Кто тебе сказал?

- Да учительница из города приехала, она и сказала, где треску продают.

Утром встали рано. Я все дела переделала и, когда Марька пришла, была уже готова. Вышли мы на улицу, а нас уже ждут наши деревенские: кум да сёстры мои, тоже Нюрки, со своими мужьями. Да-да, у меня еще две сестры и обе Нюрки. А получилось это вот как. Мой отец с матерью сошлись, когда оба овдовели. У отца дочь Нюрка и у матери тоже своя Нюрка. Ну и я у них народилась – совместная. Послала мать отца в сельсовет, чтоб он на меня, новорожденную, метрику оформил, по-нашему – записал, значит. Возвращается отец из сельсовета, а мать его спрашивает:

- Мирон, как девку-то записал?

- Да Нюркой.

-?! Как Нюркой? Ты что, сдурел? У нас уже две Нюрки есть.

- У меня в сельсовете спрашивают, как записать. А я думал-думал, да чё-то ничё не придумал и говорю: «Да запишите Нюркой». Они и записали. Так мы три Нюрки и были в одной семье. Ну, это я к слову сказала.

Про треску доскажу. Довезли нас с Марькой до базара, высадили. Марька и говорит: «Учительница-то сказывала, что магазин тот напротив третьей школы. Я отвечаю, что третью школу знаю – это недалеко от базара. Так что купим треску да с нашими и назад поспеем. Напротив третьей школы какое-то здание увидели. Вроде, на магазин похоже. А читать-то ни я, ни Марька не умеем. Зашли. В магазине чисто, одеколоном пахнет, зеркала блестят. Возле каждого зеркала по мужику сидит. Возле них бабы в белых халатах снуют, продавцы, наверное. Ходят эти бабы и что-то делают. Пригляделись - стригут и бреют.

Мы стоим, ждём. Главное, очереди никакой. Радуемся, что первые будем. Ждём, в руках мешки мнём. Счас, думаем, треску давать будут. С полчаса стояли, аж ноги затекли, а трески всё нет и нет. Только ножик в руках баб - вжик-вжик, да мужики на нас – зырк-зырк. Одна баба, которая вся в кудрях, не вытерпела и спрашивает нас с Марькой: «Женщины, вы что хотели?» «Дык, голубушка, трески бы нам. Мы из деревни, ждём-не дождёмся, когда будете давать-то». Вот смеху-то было потом над нами. А зашли-то мы в парикмахерскую под названием «Свежесть». И находилась она напротив школы № 3, неподалёку от базара. Как говорится, чуяла Марька звон, да недочуяла и недопоняла.

Записала Валентина Ивановна Рогожникова, 453116, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, дом 65, кв. 14

С какого места кожа вам, товарищ, гожа?

В 50-е годы сельское население должно было сдавать государству свиные шкуры, телячью кожу, яйца и прочий продналог. И сдать надо было все это в срок. Из райцентра «для порядку и контролю» посылали по деревням уполномоченных по сбору этих налогов.

Вот однажды и прибыл в одну деревню такой уполномоченный. Отправился он к прямиком к «должнице» Марье Ивановне. А та как раз только-только вернулась из лесу, куда ездила себе за дровишками. День выдался сырой, дождливый. Разгрузила Марья Ивановна воз с поклажей, дала лошадке сена и зашла в избу. К столу подошла, отрезала ломоть от каравая, посолила, налила в кувшин воды. Стоит, хлеб ест, водой запивает. Сесть не смеет, так как вся по пояс мокрая. Думает: перекушу и еще один воз привезу.

Вдруг заходит молоденький уполномоченный. «Здравствуйте, - говорит, - Марья Ивановна. Вы не сдали государству кожу. А сроки выходят. Надо сдать обязательно». Марья Ивановна посмотрела на него внимательно так...

А было на ней надето: сарафан самотканый да штанишки под ним - холщовые, заплатанные - и все это было, повторюсь, мокрое от дождичка. Поставила Марья Ивановна кувшин с водой на стол, хлебушек положила и к уполномоченному вплотную подошла, спрашивает: «Какую тебе кожу надо, деланную или неделанную?» Затем подняла подол сарафана, хлопнула себя пониже живота и говорит: «Вот кожа деланная», затем повернулась задом и хлопнула себя чуть пониже спины: «А вот неделанная. Любую бери!» Попятился к выходу ошарашенный наглой выходкой деревенской бабы уполномоченный, выскочил из избы и больше Марью Ивановну не тревожил.

К.П., Архангельская область