Пенсионерская правда
Номер от 29 апреля 2011 г.

ТРОЕ В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, НЕ СЧИТАЯ МАРУСИ
Ещё будучи школьником, я мечтал уехать в целинные края. И чем взрослее становился, тем чаще думал о целине. Песня «Едем мы, друзья» стала своего рода маршем целинников. И в конце концов не выдержал. Нашёлся и единомышленник – одноклассник Равиль. Окончив среднюю школу, махнули мы с Равилем в Алтайский край, где в то время жил его брат с семьёй. Там поступили в благовещенское СПТУ на шестимесячные курсы трактористов.

Девушка Маруся

Жильё нашли в центре посёлка: одна пенсионерка уступила нам комнату. Другую комнату делила с недавно поселившейся 20-летней квартиранткой по имени Маруся – девушкой довольно привлекательной, с открытым чистым лицом и курчавыми волосами. Маруся работала кондитером в местном кафе.

Мы только-только обжились, как хозяйка подселила к нам с Равилем третьего жильца по имени Риф. Это был 19-летний голубоглазый блондин среднего роста. Он приехал из Нижнего Тагила, где работал слесарем на вагоноремонтном заводе, и он тоже стал учиться на курсах трактористов. Все квартиранты оказались любителями петь песни. Запевалой была Маруся. Песня нас сроднила. Мы жили дружно и в согласии. Помогали друг другу по дому, вместе ходили в кино и на танцы.

И чем чаще мы, парни, общались с Марусей, тем больше находили в ней душевности, отзывчивости и благородства. Однажды заболел Равиль. Нужных лекарств в аптеке посёлка не оказалось, и Маруся съездила за лекарствами в город Рубцовск. И каждый день навещала Равиля, пока он не выздоровел.

Маруся нам нравилась, но ни один из нас не посмел объясниться ей в любви – каждый боялся получить отказ. И за эту робость вся наша «семья» была жестоко наказана.

После двух недель учёбы нас отправили в один из колхозов Кулундинской степи на уборку урожая. Маруся пришла к автобусу проводить нас. Она махала платком до тех пор, пока автобус не скрылся из виду.

В колхозе нас определили штурвальными на комбайнах. Поскольку механизаторов не хватало, то на трёх комбайнах работал один комбайнёр. В ту осень урожай был отменный. Но погода не баловала, поэтому каждый час ясной погоды мы использовали с двойной отдачей, жертвуя и отдыхом, и сном. Что бы я ни делал, куда бы ни ходил, везде стояла передо мной Маруся, в ушах звучал её голос и смех.

Месяц пролетел быстро. Несмотря на участившиеся заморозки, хлеб мы спасли. И нас отозвали на учёбу. Вернувшись домой, мы не узнали Марусю. Она встретила нас равнодушно и в первый же вечер куда-то ушла. И во второй, и в третий…

Загадочный ухажёр

Однажды мы увидели, как Маруся шла из кино под руку с парнем. Потаённая надежда на взаимную любовь окончательно рассеялась после того, как хозяйка сказала, что Маруся встречается с бульдозеристом Сергеем, прикомандированным из Свердловска. На наших глазах весёлая, общительная Маруся становилась всё более замкнутой, хмурой и тревожной.

Приближался Новый год. И однажды хозяйка позвала нас на семейный совет и сказала, что утром Маруся тайком завязывала полотенцем живот. Туго-туго! И предложила пригласить Сергея в гости – встретить вместе с нами Новый год. Мы кивнули в знак согласия. Вечером, выбрав удобный момент, хозяйка подошла к Марусе: «Пригласи-ка ты Сергея в гости. Мы не чужие тебе люди, хотим знать, что за человек твой ухажёр, какие у него намерения». Маруся долго молчала, а потом почти прошептала: «Ладно, приглашу».

Наступило 31 декабря. Мы нарядили ёлку, накрыли стол. Ближе к полуночи пришёл Сергей. Мы произносили тосты, поздравляли друг друга – всем было весело. Только Маруся сидела подавленная. Мы же делали вид, что не замечаем этого. Разговоры, шутки-прибаутки, а там и до песен дошли. Сергей запел: «Жди меня, моя Маруся, не весной, так летом…». Марусины глаза наполнились слезами. Под предлогом «голова заболела» она выскочила из-за стола и хлопнула дверью.

И тут уж нам стало не до веселья. Хозяйка повернулась к гостю: «Сергей, вы давно встречаетесь с Марусей?» Он огрызнулся: «Хватит! Я сам знаю, что делаю. Мне пора домой». И ушёл.

Письмо от жены

А мы с подавленным настроением разошлись по своим углам. Я уснул только под утро. Приснилось мне, что мои брюки рвёт собака. Такой сон не из хороших. И точно. Вскоре на экзамене по тракторам я получил двойку. Но это было ещё полбеды.

Дома меня ожидали неприятности похлеще. Хозяйка рассказала, что из оставленной у них в комнате гимнастёрки Сергея выпало распечатанное письмо. Маруся его подняла и прочитала: «Сергей! Хоть ты для меня был мужем-извергом и плохим отцом для детей, решила тебе написать. У Саши уже прорезаются зубки. Галина научилась читать. Дочка часто спрашивает: «Когда приедет папа?» Мне скоро будут делать вторую операцию. Если со мной что-то случится, с кем останутся дети, как они будут жить? Я очень переживаю. Приезжай. Светлана».

За эти дни Маруся побледнела и осунулась. Мы всячески старались её приободрить, поддержать. С Сергеем уже не встречалась. Но о нём напоминал живот, он становился всё заметнее – Маруся уже и не скрывала беременность. Однажды, придя с занятий, мы застали в кухне хозяйку, Марусю и Сергея. Они пекли картофельные пирожки. И молчали. Молчим и мы. Чтобы разрядить обстановку, хозяйка включила радиоприёмник. А Сергей вдруг ни с того ни с сего запел свою коронную: «Жди меня, моя Маруся…». Мы, возмущённые его наглостью, ушли из кухни на улицу. Вернувшись, услышали возню и крики. В считанные минуты мы ворвались в комнату. Маруся лежала на полу, согнувшись калачиком. Разъярённый Сергей пинал её, стараясь попасть в живот, и приговаривал: «Будешь на алименты подавать? Будешь?» Растерянная хозяйка пыталась защитить Марусю от ударов, но Сергей грубо отталкивал её.

Драка

И тут наше терпение лопнуло. Первым набросился на обидчика Риф. От пинка в спину Сергей полетел вперёд и ударился головой о шифоньер. Каждый удар Риф сопровождал словами: «Не дам её обижать, не дам». Завернув ему руки за спину, Риф сказал: «Проси прощения у Маруси, иначе сломаю тебе руки». Но Сергей запросил прощения только после того, как хрустнули суставы и он закричал от боли. Мы думали, что драка на том и кончится. Но как только Риф отвернулся, Сергей схватил со стола нож и крикнул: «Зарежу всех!» На эту угрозу мгновенно среагировал Равиль. От его удара нож выпал из рук Сергея и со звоном полетел в угол. Сергей кинулся за ножом, но тут же рухнул от удара моего кулака по голове. Риф и Равиль подняли его и вытолкали на улицу.

Маруся родила сына

Под утро Марусе стало плохо. У неё начались преждевременные роды. Родился мальчик. Мы пошли в роддом навестить Марусю. Передали букет цветов и записку: «Выздоравливай. Береги себя и малыша. Ждём тебя дома». Маруся пробыла в роддоме две недели. Мы часто навещали её, но особо усердствовал Риф. По вечерам мы ходили на железнодорожную станцию разгружать вагоны с углём. На заработанные деньги купили детское приданое для ребёнка, халат и духи для Маруси. Хозяйка сшила для мальчика одежду на вырост.

В роддом за Марусей мы поехали втроём на автомобиле. Роль отца ребёнка взял на себя Риф. Он поцеловал Марусю, преподнёс ей цветы, осторожно взял ребёнка. Хозяйка встретила нас пирогами и праздничным обедом. Марусю пришли поздравить и её коллеги – работницы кафе. С цветами и подарками. Малыша назвали Геной.

Вместо эпилога

А Сергей после той драки у нас не появлялся. Мы не раз видели его на улице - всегда был под хмельком и с разными женщинами. Говорили, что возвращаться к жене и детям он и не собирался. Весной мы с Равилем окончили курсы и получили распределение в разные места. Рифу до окончания учёбы оставался ещё месяц.

Прошли годы. Равиль умер. Я женился. Многое стёрлось из моей памяти. Но не выходит из головы Маруся. Что бы я ни делал, куда бы ни шёл, перед глазами стоит она – нежная, весёлая, звонкоголосая, с вьющимися прядями светлых волос. Однажды приснился мне сон. Ранняя весна. Солнце стоит высоко, с вершин гор текут ручьи, от земли идёт легкий пар, рядом с рощей свежевспаханное поле. По нему трактор тащит борону. В кабине трактора – Риф. К трактору подъезжает на подводе женщина. С ней – мальчик-подросток. Оба спрыгивают с подводы. Мальчик закидывает вожжи на оглобли, гладит лошадь. Женщина расстилает на траве скатерть и разливает по мискам борщ из термоса. Вылезает из кабины Риф, идёт к бочонку с водой и умывается. Смеющаяся Маруся обвивает шею Рифа полотенцем. А он приподнимает её за талию и крепко целует… И тут я просыпаюсь. В памяти встаёт история, которую вы только что прочли.

Фанур Мухаррамович Хабибуллин, 452120,Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевка, ул. Кирова, дом 255